Лавров и Чуров заняли правильную позицию в диалоге с наблюдателями

08 февраля 2008 г.


Игорь Даченков, политолог, вице-президент Общероссийского общественного фонда «Фонд перспективного планирования»:

Правда, как всегда, бывает по середине. С одной стороны, безусловно, в вопросе с приездом наблюдателей из ОБСЕ присутствует некий элемент международного давления в отношении России. Процедура выборов – это один из таких информационных поводов, чтобы показать, что у России отсутствует прямая демократия, поскольку зажимаются легитимные общественные институты, в том числе, и международного происхождения, которые не могут нормально осуществлять процедуру надзора.

С другой стороны, здесь существует некая проблема выстраивания конструктивных отношений и отсутствие пиар-стратегии в отношении общественных организаций международного происхождения. То есть, поначалу мы, конечно, перегнули палку с Британским советом. После этого продолжили не совсем, может быть, правильно выстроенный диалог с миссией ПАСЕ и ОБСЕ в отношении наблюдателей. С другой стороны, когда международные организации, прикрываясь культурологическими, правозащитными и всевозможными благородными целями, пытаются влезать во внутренние дела суверенного государства, и, в общем-то, давать достаточно субъективные оценки, – это тоже не совсем правильно. Необходимо предпринимать некие организационные попытки, чтобы противопоставить этому определенный заслон.

На мой взгляд, в этом случае достаточно правильная позиция министерства иностранных дел в лице Лаврова и точка зрения председателя Центризбиркома Владимира Чурова, которые правильно выстроили сравнительную аргументацию. Они у казали на то, что количество международных наблюдателей под эгидой ОБСЕ или ПАСЕ, которые собираются приехать в Россию, почему-то значительно превышает число наблюдателей, которые, например, недавно находились на президентских выборах в Польше или той же Бельгии. И что самое поразительное – эти страны находятся в рамках Еврозоны и наблюдателям потребовалось меньше затрат на это дело. В отношении России происходит обратная ситуация: количество посланцев резко возрастает, затраты не сопоставимы с нормальной позиционной процедурой, которую преследуют эти организации в отношении правового мониторинга выборов исполнительной и законодательной власти. Но, правда, на мой взгляд, в этой ситуации в большей степени на стороне России. И конечно, для общественного мнения позиция МИД и председателя ЦИК представляются выигрышной с точки зрения имиджа как национального, так и этих институтов и должностных лиц.