Экономический кризис заставляет Кремль задуматься о выпуске общественного пара

18 февраля 2009 г.


Игорь Даченков, политолог, вице-президент Общероссийского общественного фонда «Фонд перспективного планирования»:

На мой взгляд, существует несколько причин, по которым происходит ротация губернаторского корпуса. Во-первых, как известно, в прошлом году были введены так называемые 40 критериев оценки деятельности губернаторов, которые оценивают состояние региона по социально-экономическому, общественному развитию, по показателям, связанным с рядом гражданских свобод и т.д. Губернаторы тех регионов, которые были заменены, с моей точки зрения, давно уже себя чувствовали в очень неустойчивом положении. Известно, например, что в рейтинге Института политической экспертизы все они были слабыми троечниками. То есть с точки зрения совокупности факторов именно в этих регионах состояние и социально-экономического развития, и общее самочувствие населения было, мягко говоря, признано либо удовлетворительным с натяжкой, либо малоудовлетворительным. Поэтому совершенно очевидно, что Кремль давно уже, и это подтверждается экспертным сообществом, наметил планы по ротации кадров в этих регионах.

Если говорить о второй причине, то, на мой взгляд, наступающий экономический кризис во многом заставляет задуматься правительство и Кремль о выпуске общественного пара, поскольку отношение людей к власти в настоящий момент претерпевает определенные метаморфозы в сторону нелояльности и социальной напряженности. Пока эти тенденции еще явно не обозначены, но в целом такой тренд наметился. Поэтому в тех регионах, которые испытывали довольно серьезные проблемы с имиджем действующих губернаторов (эти регионы входили в «красный пояс», за исключением Ненецкого АО), необходимо предпринимать какие-то шаги по кадровой замене уже набивших оскомину фигур.

Третья причина касается лично Егора Строева, ситуация с которым была понятна уже давно, поскольку человек физически и морально устарел, перешагнув 70-летний рубеж. Поэтому решение о его замене напрашивалось достаточно давно.

В-четвертых, именно с этими губернаторами были связаны коррупционные скандалы, в которых были уличены их ближайшие заместители. Поэтому для того, чтобы продемонстрировать обозначенный Медведевым тренд по борьбе с коррупцией, была предпринята эта силовая акция, которая, с моей точки зрения, должна продемонстрировать остальному губернаторскому корпусу, что в новых условиях кризиса необходимо мобилизоваться и задуматься не столько о своих интересах, сколько о судьбе населения.

Таким образом я вижу целый комплекс причин изменений в губернаторском корпусе. Уверен, что ротация продолжится, однако есть любопытный момент, связанный с тем, что инсайдеры предполагали, что в числе этих четырех одиозных фигур будет еще фигура владимирского губернатора Виноградова. Однако этого не произошло и скорее всего не произойдет, поскольку здесь еще очень важен момент демонстрации политического плюрализма. Кремль показывает, что говорить о некой монократии партии власти, когда большая часть губернаторов является еще и членами «Единой России», не приходится на сто процентов, поскольку у нас есть, например, губернатор-коммунист Виноградов и губернатор – бывший политической оппозиционер Белых. Для того, чтобы оставить декоративную видимость политического плюрализма, в случае с Виноградым сохранится статус-кво, хотя ему тоже прочили скорую отставку.

Если говорить по тем персоналиям, которые уходят с губернаторских постов, то, на мой взгляд, фигура губернатора Воронежской области Кулакова была уже совсем одиозной и решение о его замене назревало еще несколько лет назад. Но, видимо, в силу определенных отношений и контактов с федеральной политической элитой, а также в связи с тем, что Владимир Григорьевич был выходцем из спецслужб, что во многом импонировало силовикам, находящимся в кремлевском окружении, он сохранял прежние позиции. Что касается Гордеева, который сменил его на этом посту, то здесь опять же ситуация двоякая. С одной стороны, фигура министра сельского хозяйства вызывала много вопросов в околокремлевской тусовке. Есть вопрос в плане компетентности Гордеева с точки зрения предмета, которым он пытался управлять и руководить. Более того, некоторые аналитики и эксперты откровенно считали его одним из самых слабых звеньев в управленческой команде премьер-министра Путина. С другой стороны, мы видим, что Кремль применяет определенную технологию по замене региональных управленцев: на смену одиозным региональным начальникам приходят проверенные люди, работавшие в правительстве, работавшие в центральных структурах власти. И в этом контексте мне кажется, что рокировка Гордеев – Кулаков выглядит довольно закономерно, продолжая политическую традицию подбора кадров и ротации региональных лидеров, которая идет еще со времен губернатора Нижегородской области Шанцева, губернатора Ивановской области Меня и т.д.