Поиск идеологии прозвучал главным вопросом на съезде партии

25 ноября 2009 г.


Игорь Даченков, политолог, вице-президент Общероссийского общественного фонда «Фонд перспективного планирования»:

Съезд «Единой России» прошел в спокойной для партии политической обстановке. Никаких сверхзадач на данном этапе не существует. Да и обычно съезды проходили либо в предвыборном формате, либо в поствыборном, когда подводились некие итоги. Сейчас период политического межсезонья, период относительного затишья, возможно, перед бурей.

Известно, что Борис Грызлов в ходе съезда объявил, что идеологией партии будет российский консерватизм. «Единая Россия» как искусственно созданное партийное образование, о чем я говорил неоднократно, нуждается в некой политической самоидентификации и во многом критики как внутри самой партии, так и вовне указывали на несколько главных проблем «ЕР»: а) проблема с идеологической платформой, на которой в дальнейшем проходило бы развитие партии; б) проблема с опорой на электоральный слой, который должен также иметь конкретные профессиональные характеристики и критерии. Мне кажется, что как раз поиск идеологии был актуализирован и фактически прозвучал главным вопросом на съезде партии: а что же есть «ЕР» с точки зрения идеологической платформы? Что есть «ЕР» с точки зрения политического спектра? На мой взгляд, идеология консерватизма, некой государственности, которая имеет преемственность от державнической идеологии России, сформулированной Карамзиным в начале XIX века, является неким рабочим инструментом для данной ситуации, потому что консерватизм – это в том числе и стабильность. Таким образом «ЕР» позиционирует себя как партия политической стабильности, которая сохраняет существующую социально-экономическую ситуацию и политический режим. В итоге «ЕР» окончательно оформляет за собой политическую поляну и предлагает задуматься рядовому избирателю, что ему нужно – великие потрясения или великая Россия.

Как и ожидалось, на съезде не произошло каких-то серьезных кадровых перестановок. Многие говорили о том, что произойдет ротация знаковых персоналий, которые стояли у истоков партии – Минтимера Шаймиева, Сергея Шойгу и Юрия Лужкова. Все они остались в составе Высшего совета партии, в который, как известно, избираются 64 человека на 4 года. Фактически ротации подверглись только фигуры, которые уже морально и физически устарели, например, тот же Мурат Зязиков, которого вывели из состава Высшего совета.

Достаточно интересно решение предоставить губернаторам квоту в ВС партии. То есть те шесть глав регионов, которые покажут наиболее высокие результаты с точки зрения электорального рейтинга партии на региональных и местных выборах, в дальнейшем могут быть представлены в качестве поощрения за особые заслуги в ВС партии. На мой взгляд, критерий достаточно политизированный, потому что все-таки реальную работу глав регионов нужно оценивать не только по рейтингу «ЕР», но и по массе других показателей, которые в частности использует контрольное управление при администрации президента.

В целом, на мой взгляд, перед партией сейчас стоят два очень важных вопроса. Первый – это выборы 2011 года, хотя времени до них пока еще остается достаточно много, а соответственно, есть время для мобилизации, внутреннего структурирования и т.д., то есть для маневра. Второй вопрос, и самый главный, – это президентские выборы 2012 года. Станет ли Владимир Путин партийным премьером и соответственно пойдет ли далее как кандидат от «ЕР» в качестве партийного лидера де юре и де факто или все же пока сохранит баланс интересов, сохранит для себя свободу для политического маневра и не будет четко маркироваться как «единорос»? Этот вопрос номер один для политического влияния, выживаемости и вообще для стратегии партии на определенную перспективу. Как мне кажется, Путин может войти в состав партии в качестве ее члена. Таким образом, он, скорее всего, будет принимать участие в кампании 2012 года и, соответственно, его кампания пойдет под знаменем «ЕР». Если это произойдет, то возникнет вопрос о дальнейшей политической модели в России.

В этом случае возможен переход к формату парламентской республики и отказ от серьезных функций президента. То есть если Путин будет избираться как партийный лидер, то он, вероятно, встанет во главе списка «единоросов» в 2011 году на выборах в Госдуму, что обеспечит партии победу и возможность формирования парламентского большинства. Ее лидер Путин автоматически встанет во главе правительства, и правительство станет тоже фактически партийным. При таком варианте развития событий Путину, возможно, и не надо будет принимать участие в президентских выборах 2012 года, поскольку он и так будет полностью контролировать ситуацию в стране.