Игорь Даченков, политолог, вице-президент Общероссийского общественного фонда «Фонд перспективного планирования»:
Комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления одобрил поправку к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», суть которой сводится к тому, что при проведении референдумов по объединению муниципальных поселений мнение населения учитываться больше не будет. Необходимость принятия данной поправки глава комитета и его члены обосновывают тем, что сегодня процесс объединения поселений постоянно затягивается из-за сложной бюрократической процедуры. На самом же деле причина кроется в другом, поскольку данная инициатива исходит из администрации президента и конкретно из управления внутренней политики.
Безусловно, сейчас процедура проведения референдума при объединении поселений в одно, во-первых, достаточно растянута по времени и сложна. Во-вторых, это дорогостоящее мероприятие, а финансирование оно из бюджета. В-третьих, есть проблема организационного характера, поскольку для того, чтобы референдум по вопросу объединения был легитимным, в нем должны принять участие более 50% населения объединяющихся муниципальных образований. Более того, необходимо обеспечить голосование «за», а здесь опять же требуется показатель более 50% голосов. Четвертый момент: как показывает опыт последнего времени, к проблематике объединения индифферентно относятся как местные политические элиты, которым невыгодно изменение ситуации и потеря собственных чиновничьих кресел, так собственно и население. Действительно, достаточно много референдумов, которые проводились в ряде сибирских регионов и ряде регионов в европейской части страны, банально провалились.
Но при всем при этом предлагаемая комитетом поправка – это прямое нарушение Конституции (согласно части 2 статьи 131 Конституции изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.) По сути дела ставится под угрозу принцип организации местного самоуправления. Поэтому это еще один шаг к сворачиванию прямой демократии и продолжение тенденции на фактическое огосударствление института МСУ в России. Безусловно, огромное количество муниципальных образований, которое появилось после реализации на практике 131 федерального закона (Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ), это колоссальная головная боль для России. Возникают вопросы с квалифицированными кадрами, с финансированием, с разграничением полномочий, однако не стоит впадать в другую крайность и все-таки соблюдать установленную высшим законом России правовую процедуру.
Примечательно, что это не последнее изменение, которое коснется местного самоуправления. Тот же Тимченко заявил о том, что Госдума будет готовить закон о преобразовании муниципальных образований. По моим сведениям, возможной инициативой, которая будет внесена ближе к весне, станет ликвидация института мэров районных центров и передача их полномочий главам муниципальных районов. Тенденция нездоровая и здесь очень важно не наломать дров, не скатиться к отмене собственно института прямой демократии и все-таки выдержать определенный баланс интересов. Главный момент – не нарушать Конституцию.
Запись опубликована 04.05.2010 в 09:37 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.
Еще один шаг к сворачиванию прямой демократии
Игорь Даченков, политолог, вице-президент Общероссийского общественного фонда «Фонд перспективного планирования»:
Комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления одобрил поправку к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», суть которой сводится к тому, что при проведении референдумов по объединению муниципальных поселений мнение населения учитываться больше не будет. Необходимость принятия данной поправки глава комитета и его члены обосновывают тем, что сегодня процесс объединения поселений постоянно затягивается из-за сложной бюрократической процедуры. На самом же деле причина кроется в другом, поскольку данная инициатива исходит из администрации президента и конкретно из управления внутренней политики.
Безусловно, сейчас процедура проведения референдума при объединении поселений в одно, во-первых, достаточно растянута по времени и сложна. Во-вторых, это дорогостоящее мероприятие, а финансирование оно из бюджета. В-третьих, есть проблема организационного характера, поскольку для того, чтобы референдум по вопросу объединения был легитимным, в нем должны принять участие более 50% населения объединяющихся муниципальных образований. Более того, необходимо обеспечить голосование «за», а здесь опять же требуется показатель более 50% голосов. Четвертый момент: как показывает опыт последнего времени, к проблематике объединения индифферентно относятся как местные политические элиты, которым невыгодно изменение ситуации и потеря собственных чиновничьих кресел, так собственно и население. Действительно, достаточно много референдумов, которые проводились в ряде сибирских регионов и ряде регионов в европейской части страны, банально провалились.
Но при всем при этом предлагаемая комитетом поправка – это прямое нарушение Конституции (согласно части 2 статьи 131 Конституции изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.) По сути дела ставится под угрозу принцип организации местного самоуправления. Поэтому это еще один шаг к сворачиванию прямой демократии и продолжение тенденции на фактическое огосударствление института МСУ в России. Безусловно, огромное количество муниципальных образований, которое появилось после реализации на практике 131 федерального закона (Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ), это колоссальная головная боль для России. Возникают вопросы с квалифицированными кадрами, с финансированием, с разграничением полномочий, однако не стоит впадать в другую крайность и все-таки соблюдать установленную высшим законом России правовую процедуру.
Примечательно, что это не последнее изменение, которое коснется местного самоуправления. Тот же Тимченко заявил о том, что Госдума будет готовить закон о преобразовании муниципальных образований. По моим сведениям, возможной инициативой, которая будет внесена ближе к весне, станет ликвидация института мэров районных центров и передача их полномочий главам муниципальных районов. Тенденция нездоровая и здесь очень важно не наломать дров, не скатиться к отмене собственно института прямой демократии и все-таки выдержать определенный баланс интересов. Главный момент – не нарушать Конституцию.
Запись опубликована 04.05.2010 в 09:37 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.