Так сложилось, что Дагестан – территория с очень высоким уровнем коррупции во власти. Причин тому несколько. Это и традиционная клановость общества, и многонациональный состав республики, и сложная социальная стратификация, и низкий уровень социально-экономического развития. Даже на фоне других республик Северного Кавказа в Дагестане некоторые проблемы носят более острый и масштабный характер.
В последнее время мы можем наблюдать, как федеральный центр усиливает внимание к ситуации в северокавказских регионах. Очевидно, старая формула «деньги в обмен на политическую стабильность и лояльность федеральному центру» становится все менее эффективной, поскольку не решает системных проблем, не улучшает уровень жизни простых людей. Поэтому помимо экономических рычагов воздействия, которые купировали внешние признаки кризисной ситуации, но не затрагивали глубинные реалии, теперь используются политические и силовые методы. В том числе с опорой на проверенные кадры федерального уровня, которые знакомы с ситуацией в том или ином регионе.
Рамазан Абдулатипов выступает в роли эмиссара Кремля в регионе. Он получил кредит федерального доверия. Логика федерального центра понятна: назначение врио, отмена прямых выборов президента республики, контроль над парламентом, силовая акция по задержанию могущественного мэра Махачкалы Саида Амирова в июне 2013-го, зачистки знаковых республиканских чиновников, выборы президента республики через парламент 8 сентября.
Теперь, получив легитимную власть – по сути карт-бланш, – Абдулатипов должен оправдать доверие федерального центра и разгребать «авгиевы конюшни» дальше. Основная сложность – сопротивление новому президенту на уровне клановых групп, которые имеют колоссальное влияние на общественно-политическую и хозяйственную жизнь региона. В каждой из таких групп выстроены иерархические отношения, власть и бизнес в них тесно переплетены.
Влиятельных групп по состоянию на начало 2013 года было четыре.
Первая команда была подконтрольна Саиду Амирову, мэру города Махачкалы; вторая – подконтрольна Магомедсаламу Магомедову, ныне заместителю руководителя администрации президента России; третья группа контролируется Сайгидом Муртазалиевым, руководителем пенсионного фонда по РД, четвертая группа влияния – под Хизри Шихсаидовым, председателем Народного собрания РД. Абдулатипову важно договориться с ключевыми игроками, возможно, в ущерб некоторым из них.
Очевидно, что в ближайшее время в Дагестане можно наблюдать процесс ротации элит. Насколько он будет кардинальным – вопрос открытый. Прежде всего это зависит от нескольких факторов.
1. От степени принятия республиканскими группами влияния нового федерального курса, который декларируется новым президентом Дагестана, и от умения Абдулатипова эффективно договариваться с лидерами кланов.
2. От того, будет ли сформирована команда высших управленцев-единомышленников, а также от проводимой Абдулатиповым кадровой политики, результатом которой должно стать формирование новой когорты чиновников отраслевых и территориальных органов среднего звена.
3. От степени жесткости и последовательности позиции, а также стилистики действий федерального центра в отношении наведения порядка на территории Северного Кавказа. Очень важна системная реальная поддержка Кремля новому президенту республики Дагестан. Демонстрация «мягкой силы» не должна быть виртуальной.
Региональный комментарий
Запись опубликована 28.09.2013 в 09:33 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.
Абдулатипов и четыре клана Дагестана
Так сложилось, что Дагестан – территория с очень высоким уровнем коррупции во власти. Причин тому несколько. Это и традиционная клановость общества, и многонациональный состав республики, и сложная социальная стратификация, и низкий уровень социально-экономического развития. Даже на фоне других республик Северного Кавказа в Дагестане некоторые проблемы носят более острый и масштабный характер.
В последнее время мы можем наблюдать, как федеральный центр усиливает внимание к ситуации в северокавказских регионах. Очевидно, старая формула «деньги в обмен на политическую стабильность и лояльность федеральному центру» становится все менее эффективной, поскольку не решает системных проблем, не улучшает уровень жизни простых людей. Поэтому помимо экономических рычагов воздействия, которые купировали внешние признаки кризисной ситуации, но не затрагивали глубинные реалии, теперь используются политические и силовые методы. В том числе с опорой на проверенные кадры федерального уровня, которые знакомы с ситуацией в том или ином регионе.
Рамазан Абдулатипов выступает в роли эмиссара Кремля в регионе. Он получил кредит федерального доверия. Логика федерального центра понятна: назначение врио, отмена прямых выборов президента республики, контроль над парламентом, силовая акция по задержанию могущественного мэра Махачкалы Саида Амирова в июне 2013-го, зачистки знаковых республиканских чиновников, выборы президента республики через парламент 8 сентября.
Теперь, получив легитимную власть – по сути карт-бланш, – Абдулатипов должен оправдать доверие федерального центра и разгребать «авгиевы конюшни» дальше. Основная сложность – сопротивление новому президенту на уровне клановых групп, которые имеют колоссальное влияние на общественно-политическую и хозяйственную жизнь региона. В каждой из таких групп выстроены иерархические отношения, власть и бизнес в них тесно переплетены.
Влиятельных групп по состоянию на начало 2013 года было четыре.
Первая команда была подконтрольна Саиду Амирову, мэру города Махачкалы; вторая – подконтрольна Магомедсаламу Магомедову, ныне заместителю руководителя администрации президента России; третья группа контролируется Сайгидом Муртазалиевым, руководителем пенсионного фонда по РД, четвертая группа влияния – под Хизри Шихсаидовым, председателем Народного собрания РД. Абдулатипову важно договориться с ключевыми игроками, возможно, в ущерб некоторым из них.
Очевидно, что в ближайшее время в Дагестане можно наблюдать процесс ротации элит. Насколько он будет кардинальным – вопрос открытый. Прежде всего это зависит от нескольких факторов.
1. От степени принятия республиканскими группами влияния нового федерального курса, который декларируется новым президентом Дагестана, и от умения Абдулатипова эффективно договариваться с лидерами кланов.
2. От того, будет ли сформирована команда высших управленцев-единомышленников, а также от проводимой Абдулатиповым кадровой политики, результатом которой должно стать формирование новой когорты чиновников отраслевых и территориальных органов среднего звена.
3. От степени жесткости и последовательности позиции, а также стилистики действий федерального центра в отношении наведения порядка на территории Северного Кавказа. Очень важна системная реальная поддержка Кремля новому президенту республики Дагестан. Демонстрация «мягкой силы» не должна быть виртуальной.
Региональный комментарий
Запись опубликована 28.09.2013 в 09:33 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.