«Результаты в  рэнкинге регионов выглядят неоднозначно»

Игорь Даченков прокомментировал «обновлённый» рейтинг деятельности региональных властей в стране, опубликованный Министерством регионального развития. По итогам «оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Калининградская область опустилась на 74 место. Как отмечается в новом докладе Министерства регионального развития, область не только входит в число 20 «отстающих» регионов, но и демонстрирует одно из самых внушительных падений в ежегодном рейтинге из 83 мест. В частности, в 2010 году работу калининградских чиновников поставили на 25 место, а в 2011 году — и вовсе на 12 место.
В определённой степени подобный результат можно объяснить изменениями в системе подсчёта рейтинга эффективности. В докладе отмечается, что «вместо системы, характеризующей преимущественно эффективность сектора государственного управления и качество администрирования, введены ключевые показатели эффективности деятельности» — при этом количество этих показателей сократилось. Новые показатели характеризуют, прежде всего, конечные результаты и отражают практически все ключевые сферы деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по социально-экономическому развитию своих территорий», — говорится в предисловии к документу.
 Отметим также, что аутсайдерами рейтинга оказались Тверская область, Камчатский край и Курганская область (26; 25,8 и 16,4 балла соответственно), а лидерами списка стали Татарстан, Белгородская и Воронежская области (64,4; 62,8 и 60,8 балла соответственно).
«Конечно, любой рейтинг – это  всегда  некоторая условность, которая по  определению не  может  быть идеальной, – уверен Игорь Даченков. – Реальная жизнь шире и сложнее  любой  умозрительной схемы. Хотя, бесспорно, создание  рейтинговой шкалы, на  основе  которой  формируется рэнкинг объектов измерения (оценки) – в нашем случае регионов РФ – это один из действенных  инструментов для создания конкурентной  среды в  работе  региональных властей и четкий индикатор/стимул  для социально-экономического развития территорий.
 В  общем плане по  сравнению со  старым «обновленный» рейтинг Министерства регионального развития РФ отличается, во-первых, уменьшением  параметров  оценки  работы региональных властей (по  всем трем блокам), что делает его  более адекватным. Во-вторых, концептуальной основой  нового рейтинга является так  называемые «ключевые показатели эффективности» или KPI (KeyPerfomanсеIndiсators), которые активно используются  в  зарубежной и  отечественной бизнес-практике.По  сути, это инструмент измерения поставленных целей и задач, когда  оценивается  конечный результат за  определенный период времени (в нашем случае работы за 2013 год) на предмет его корреляции изначальным целям/задачам. В-третьих, расширены  показатели экономического блока, которые ориентированы на развитие  доходной базы и инвестиционного потенциала. Наконец, в четвертых,  в  новом рейтинге акцент делается на социальный блок, в  том числе на  такой  параметр, как   оценка работы властей населением региона.
На  мой  взгляд, представленные результаты в  рэнкинге регионов выглядят неоднозначно. Ряд  регионов  в  сравнении с  прошлым исследованием 2012 года ухудшили  свои  позиции (в  их числе Калининградская область, Курганская область, Тверская область и др.). С  одной стороны, это  объясняется объективными причинами за прошедший период. Безусловно, 2013 год стал  непростым в  социально-экономическом и политическом плане: конфликты региональных элит, проблемы  наполнения региональных бюджетов, падение собираемости налогов, сокращение расходов по  ряду социальных программ и рост социальной напряженности. Есть еще  и  фактор региональных  выборов в  сентябре 2013 года, которые обнажили  эти  проблемы, эскалировали  критику  властей и общественной недовольство в  отдельных регионах. Все эти моменты не  могли не  сказаться на уровне и  поеказателях «выживаемости» территорий: регионы со  слабой инфраструктурой и экономическим потенциалом  в  условиях  кризиса, очевидно, наиболее  чувствительны к  негативу в  отличие от благополучных территорий.С  другой  стороны, насколько оправданно  делать акцент на определенных ключевых показателях эффективности, как  на  доминирующих в  системе  общей  оценке регионов? Например, на показатель  общественного  мнения населения региона, которое выявляется в ходе социологических опросов, с  учетом  того, что их  проводит ФСО. На  мой  взгляд, необходимо  опираться на  данные еще и альтернативного источника информации, например на ФОМ или Левада-центр, что сделает оценки по этому параметру более взвешенными и объективными.
 Кроме  того, за  последний  период  времени  в  России разработано  огромное  количество  всевозможных рейтингов  оценки  регионов. Разработчиками  рейтингов  выступают федеральные органы власти, отдельные ведомства, авторитетные отечественные и зарубежные  аналитические и экспертные центры, НКО. Минрегиону, как  мне  кажется, надо  учитывать этот  огромный  массив  профильной информации  при  вынесении «итоговых приговоров» в  оценке деятельности региональных властей, чтобы они  как  то коррелировали с  общим мнением – оценкой Минрегиона».