«Губернаторы поиграют, но не заиграются с оппозицией»

Установка Кремля на честные губернаторские выборы без применения админресурса сработает лишь в небольшом количестве регионов, где сильна оппозиция, а положение властей, наоборот, ослабевает, считает гендиректор агентства массовых коммуникаций «Регион медиа», вице-президент Общероссийского фонда перспективного планирования Игорь Даченков.

В большинстве из 33 субъектов, где в этом году пройдут выборы губернаторов, действующие главы сначала найдут «точки соприкосновения с оппозицией» с помощью муниципального фильтра, а после укрепят свое положение админресурсом. «Разумеется, все хотят поиграть, но никто не хочет заиграться в конкуренцию, чтобы это не привело к печальным последствиям для кандидата, на которого сделал ставку президент», – уверен эксперт.

«Нельзя, конечно, все регионы мерить под одну гребенку. В каждом из них сложилась уникальная ситуация по расстановке сил в политических элитах и в целом социально-экономическая ситуация в регионе.

Несомненно, из 33 губернаторских выборов мы будем наблюдать разные сценарии избирательных кампаний. По большому счету, их три. Первый – это назначение, то есть представление кандидата на пост главы региональному парламенту. По этому сценарию выборы пройдут в Кабардино-Балкарии, Севастополе и Крыму. Там никакой конкурентной модели по определению быть не может.

Остальные 30 региональных кампаний пройдут по двум сценариям: это будет либо референдумная модель голосования с участием спарринг-партнеров, не представляющих какой-либо угрозы для основного кандидата, который всегда является действующим главой региона. Я думаю, что более чем в половине субъектов губернаторские выборы пройдут по модели референдумного типа.

Есть более серьезная конкурентная модель, она характерна для проблемных регионов по причине раскола региональных элит и наличия достаточно серьезной оппозиции, у которой есть яркие лидеры, обладающие высокой известностью. А также по причине преодоления оппозицией муниципального фильтра.

Есть, естественно, разные критерии с точки зрения ресурсной базы регионов. Есть регионы богатые, с серьезными активами, которыми владеют определенные финансово-политические группы, и, несомненно, они оказывают влияние на расстановку сил в регионе.

Пока можно сказать, что конкурентная модель может состояться в Курской области. Несомненно, не будет легкой прогулкой для Рустэма Хамитова кампания в Башкирии, где в роли оппозиции выступает бывший глава Муртаза Рахимов. Такая же ситуация характерна для Калмыкии, где за оппозицией стоит экс-глава Кирсан Илюмжинов. В Красноярском крае у Виктора Толоконского также возможны какие-то проблемы, потому что там есть и группа Михаила Прохорова, есть Анатолий Быков с «Патриотами России», к тому же непонятно пока позиция Олега Дерипаски из «Русского алюминия». В Горном Алтае также довольно серьезные проблемы у Бердникова: во-первых, там сейчас ЧС, а во-вторых, там исторически сильная оппозиция. Поэтому для Бердникова выборы также будут представлять собой огонь, воду и медные трубы, если, конечно, не сработает админресурс и не отсечет неугодных кандидатов от оппозиции на этапе выдвижения и преодоления муниципального фильтра.

Могу сразу сказать, что муниципальный фильтр выступает серьезным инструментом, который можно использовать, даже не превращая его в фактор административного беспредела. По большому счету, можно четко соблюдать законодательство по выборам губернаторов – в рамках закона в силу формально-юридических процедур этот фильтр сложно преодолеть. Как показывает практика последних двух лет, как правило, преодоление муниципального фильтра – это некий предмет договоренностей с действующей властью.

Таким образом, только небольшое число регионов, не более семи, возможно, испытают на себе возможность настоящих жестких конкурентных выборов, включая вышеперечисленные.

Вполне вероятно, там будет использован сценарий блоковой стратегии разных партий, которые имеют актив в виде муниципальных или региональных депутатов, а также глав муниципальных образований для того, чтобы собрать необходимое количество подписей для регистрации своего кандидата.

Однако, я думаю, что окончательно оценить и проанализировать эту ситуацию мы сможем на этапе окончания выдвижения и регистрации к 1 августа. Тогда все будет более-менее понятно. А пока время еще есть, и я абсолютно уверен в том, что в регионах, где кандидаты от власти будут чувствовать опасность и проблемы в перспективе, разумеется, они приложат все усилия, чтобы найти точки соприкосновения с оппозицией и сформировать для себя наиболее благоприятный сценарий проведения выборов.

Но не стоит забывать о том, что есть еще понятие легитимности избрания, и, разумеется, любой губернатор стремится победить с максимальным результатом, который характеризуют такие параметры, как явка, процент проголосовавших или участие каких-то серьезных политических оппонентов. Но у всех перед глазами стоит опыт Сергея Собянина, за которого решили, что он должен пройти через горнило честных конкурентных выборов и таким образом повысить свою легитимность. Чем эта история закончилась, мы все знаем. Разумеется, все хотят поиграть, но никто не хочет заиграться в конкуренцию, чтобы это не привело к печальным последствиям для кандидата, на которого сделал ставку президент. Потому что это сулит и потерей имиджевых очков, и потерей управляемости региона. Опять же раскрученный кандидат от оппозиции потом может стать лидером группы кандидатов в депутаты регионального парламента. И исходя из этого градус политической конкуренции будет определяться индивидуально каждым игроком, исходя из показателей социологии и расстановки политических элит».

Клуб регионов