Диалог с обществом: основные вызовы для российской власти
Губернаторы отвыкли от публичной политики, и их придется учить общаться с избирателями — об этом говорили на встрече в Кремле с политологами Вячеслав Володин и другие кураторы внутренней политики.
Объяснять губернаторам, какими методами надо работать, будут на учебе, которую администрация президента в этом году вновь проведет для глав регионов и их заместителей по внутренней политике. По словам политолога Бадовского, чиновникам нужно рассказывать, как общаться с людьми, что такое современный политический язык, что такое коммуникации и устойчивая система обратной связи. «Губернаторам уже сейчас объясняют, что надо жить и работать в иной реальности — реальности публичной и конкурентной политики», — говорит руководитель ИСЭПИ.
Игорь Даченков:
- Вопрос «перезагрузки» взаимоотношений власти и общественного сектора сейчас актуален для любого российского региона. Проблема в том, что власть до сих пор привыкла действовать в формате административно-командных действий, тогда как сектор НКО предрасположен к многоуровневому диалогу. Подобная рассогласованность привела к тому, что у региональной власти порой возникает иллюзия, что все нити управления внутренней политики у нее в руках, однако на поверку выходит, что с каждым годом управляемость внутриполитическими процессами снижается.
Налицо несколько трендов, не замечать которые становится невозможно с точки зрения эффективности политического менеджмента. Эти тренды – четкие вызовы для российской власти, с которыми требуется системно работать.
В последнее время в российской политической практике можно было наблюдать отчетливую тенденцию деполитизации общественного сознания. Однако с началом украинского кризиса мы можем наблюдать изменения в ситуации, связанные с подъемом патриотических настроений, интересом общества к внешнеполитической повестке страны, реакцией на санкции стран Запада. Безусловно, все это сказывается и на внутриполитической риторике, идеологических процессах, практике политического поведения. С одной стороны, применительно к внутренней политике большая часть населения России дистанцируется от политических процессов и, особенно, от участия в выборах. То, что на языке политологии принято называть абсентизмом – бегством от политики с точки зрения поведения среднестатистического обывателя. Сами выборы, прежде всего глав российских регионов, по мнению большинства экспертов, превратились в квази-институт и нуждаются в перезагрузке. Проблема явки – как показатель вовлечения населения в политику с точки зрения поддержки легитимности власти становится все более актуальной.
Кроме того, всегда необходимо помнить, что инерционность политического сознания вещь довольно опасная своей непредсказуемостью. Для резкого поворота нужен кризисный толчок, своего рода точка «бифуркации». Последствия очевидны – именно электоральное «болото» в итоге может стать значительным ресурсом для разогрева протестных настроений, которыми может воспользоваться оппозиции, например, в случае серьезного социально-экономического кризиса.
Еще один тренд – в российских городах сформировалась новая социальная страта – так называемый креативный средний класс или «рассерженные горожане». Их не устраивает тот формат взаимоотношений, который транслирует сегодня региональная власть – отсутствие диалога, бюрократизм, ретроградство и т.д. В итоге из числа среднего класса формируется политически активная часть избирателей, которые голосуют скорее не «за», а «вопреки». Более того, они сами активно вмешиваются в политическую жизнь региона и постоянно «путают карты» власти.
Поэтому Кремль вполне заслуженно критикует губернаторов. Тезис «отсутствие конкуренции на выборах» – это только фасад проблемы. На самом деле критика идет за методы работы, которые были уместны еще лет 10 назад, но никак не сейчас, когда власти необходимо в режиме диалога сплачивать вокруг себя всю активную часть гражданского общества. А для этого нужны новые идеи, новые лица во власти, новый инструментарий работы с общественниками. То есть то, с чем у власти всегда был дефицит, поскольку это всегда серьезная работа, подкрепленная различными ресурсами. Поэтому российский региональный уровень, как никогда, нуждается в усилении политической конкуренции, формировании новой содержательной повестки. Хочется надеяться, что электоральный цикл предстоящего года пройдет под знаком законодательных и содержательных изменений.
Диалог с обществом: основные вызовы для российской власти
Губернаторы отвыкли от публичной политики, и их придется учить общаться с избирателями — об этом говорили на встрече в Кремле с политологами Вячеслав Володин и другие кураторы внутренней политики.
Объяснять губернаторам, какими методами надо работать, будут на учебе, которую администрация президента в этом году вновь проведет для глав регионов и их заместителей по внутренней политике. По словам политолога Бадовского, чиновникам нужно рассказывать, как общаться с людьми, что такое современный политический язык, что такое коммуникации и устойчивая система обратной связи. «Губернаторам уже сейчас объясняют, что надо жить и работать в иной реальности — реальности публичной и конкурентной политики», — говорит руководитель ИСЭПИ.
Игорь Даченков:
- Вопрос «перезагрузки» взаимоотношений власти и общественного сектора сейчас актуален для любого российского региона. Проблема в том, что власть до сих пор привыкла действовать в формате административно-командных действий, тогда как сектор НКО предрасположен к многоуровневому диалогу. Подобная рассогласованность привела к тому, что у региональной власти порой возникает иллюзия, что все нити управления внутренней политики у нее в руках, однако на поверку выходит, что с каждым годом управляемость внутриполитическими процессами снижается.
Налицо несколько трендов, не замечать которые становится невозможно с точки зрения эффективности политического менеджмента. Эти тренды – четкие вызовы для российской власти, с которыми требуется системно работать.
В последнее время в российской политической практике можно было наблюдать отчетливую тенденцию деполитизации общественного сознания. Однако с началом украинского кризиса мы можем наблюдать изменения в ситуации, связанные с подъемом патриотических настроений, интересом общества к внешнеполитической повестке страны, реакцией на санкции стран Запада. Безусловно, все это сказывается и на внутриполитической риторике, идеологических процессах, практике политического поведения. С одной стороны, применительно к внутренней политике большая часть населения России дистанцируется от политических процессов и, особенно, от участия в выборах. То, что на языке политологии принято называть абсентизмом – бегством от политики с точки зрения поведения среднестатистического обывателя. Сами выборы, прежде всего глав российских регионов, по мнению большинства экспертов, превратились в квази-институт и нуждаются в перезагрузке. Проблема явки – как показатель вовлечения населения в политику с точки зрения поддержки легитимности власти становится все более актуальной.
Кроме того, всегда необходимо помнить, что инерционность политического сознания вещь довольно опасная своей непредсказуемостью. Для резкого поворота нужен кризисный толчок, своего рода точка «бифуркации». Последствия очевидны – именно электоральное «болото» в итоге может стать значительным ресурсом для разогрева протестных настроений, которыми может воспользоваться оппозиции, например, в случае серьезного социально-экономического кризиса.
Еще один тренд – в российских городах сформировалась новая социальная страта – так называемый креативный средний класс или «рассерженные горожане». Их не устраивает тот формат взаимоотношений, который транслирует сегодня региональная власть – отсутствие диалога, бюрократизм, ретроградство и т.д. В итоге из числа среднего класса формируется политически активная часть избирателей, которые голосуют скорее не «за», а «вопреки». Более того, они сами активно вмешиваются в политическую жизнь региона и постоянно «путают карты» власти.
Поэтому Кремль вполне заслуженно критикует губернаторов. Тезис «отсутствие конкуренции на выборах» – это только фасад проблемы. На самом деле критика идет за методы работы, которые были уместны еще лет 10 назад, но никак не сейчас, когда власти необходимо в режиме диалога сплачивать вокруг себя всю активную часть гражданского общества. А для этого нужны новые идеи, новые лица во власти, новый инструментарий работы с общественниками. То есть то, с чем у власти всегда был дефицит, поскольку это всегда серьезная работа, подкрепленная различными ресурсами. Поэтому российский региональный уровень, как никогда, нуждается в усилении политической конкуренции, формировании новой содержательной повестки. Хочется надеяться, что электоральный цикл предстоящего года пройдет под знаком законодательных и содержательных изменений.
Региональные крмментарии
Запись опубликована 15.09.2014 в 12:55 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.