Этот год начался с неожиданной отставки мэра Новосибирска Владимира Городецкого, причем переход его на работу в правительство региона большинством экспертов был воспринят как «почетная пенсия».
Последовавшая за этой отставкой яркая и скандальная кампания по выборам нового градоначальника завершилась и вовсе неожиданными событиями: – отставкой губернатора области Василия Юрченко (да еще и с формулировкой «утрата доверия»), проигрышем ставленника «партии власти» Владимира Знаткова и приходом к власти одного из лидеров КПРФ депутата государственной думы Анатолия Локтя.
Все эти события уложились в какие-то две-три недели и повергли экспертное сообщество и массовую аудиторию Новосибирской области в состояние глубокого нокдауна, от которого, похоже, многие не оправились до сих пор. По крайней мере, многочисленные социологические опросы показывают, что респонденты до сих пор не очень понимают кто теперь в Новосибирской области губернатор: Юрченко, Городецкий или Толоконский.
Кстати о Толоконском. Одиозный полпред, прославившийся длительным противостоянием со своим бывшим замом, сменившим его на посту губернатора, хоть и потерял свой пост, получил второй шанс – назначение в богатый, огромный и относительно спокойный Красноярский край. Там он с успехом прошел через выборную кампанию и приступил к своему привычному делу – управлению регионом (не зря основным его слоганом стало вызывающее «Профессия – губернатор»).
Но вернемся к Новосибирской области. После отставки Юрченко, который, кстати, на тот момент являлся самым популярным политиком региона, на его место был назначен, с приставкой «ио» конечно, экс-мэр Городецкий. Видимо федеральный центр устав от длительных «разборок» в столице Сибири сделал ставку на проверенного временем и надежного как принято говорить «крепкого хозяйственника», не замеченного в тяге к политиканству и интригам. И Владимир Филиппович, действительно, оправдал высокое доверие Президента России. В кратчайшие сроки новый губернатор выстроил конструктивный диалог как с бизнес-сообществом, которое еще весной играло на стороне всех участников политического конфликта, так и с победившим мэром-коммунистами в лице Анатолия Локтя и его команды. За бурной политической весной последовало относительно спокойное лето, на фоне которого прошла избирательная кампания по выборам губернатора. Итоги выборов были вполне предсказуемы: тяжеловес Городецкий уверенно выиграл у штатных «противников режима» представителей ЛДПР и СР Дмитрия Савельева и Анатолия Кубанова. Пытавшийся ворваться в этот праздник борьбы за голоса избирателей некогда федеральный политик, а ныне оппозиционер Иван Стариков сошел с дистанции, по вполне законным основаниям.
В середине сентября Владимир Городецкий избавился от приставки «ИО» и приступил к формированию правительства области, попутно верстая бюджет региона в условиях наступающего кризиса.
Долгожданное открытие третьего моста через Обь прошло скромно, но стало событием и информационным поводом федерального уровня. Мероприятие прошло с участием высоких гостей, прежде всего Президента, который провел заседание Госсовета в третьем городе страны.
Кстати о бюджете. При его формировании неожиданно встал вопрос о перераспределении части доходов города в пользу области. Понятно, что изъятие почти трех миллиардов рублей не вызвало восторга ни у чиновников мэрии ни у депутатов городского Совета. Но решение привело к тому, что между двумя уровнями власти – городской и областной возникла напряженность. Под сокращение попали так называемые «статьи развития» то есть расселение жильцов аварийных и ветхих домов, строительство объектов инфраструктуры – позиции, являющиеся источниками доходов для многих бизнесменов аффилированных с мэрией и по совместительству являющихся депутатами разных уровней.
Несмотря на то, что это секвестирование, очевидно, было одобрено в Москве, ущемленные в своих притязаниях представители «городских» элит просто так решили не сдаваться. По мнению ряда экспертов именно это стало причиной «информационного заказа»: журналист Владимир Соловьев, неожиданно обрушился с яростной критикой на свежеизбранного губернатора Городецкого, причем в этой критике конструктива было мало. Ни увещевания депутатов, ни заступничество крупных федеральных чиновников на первом этапе не помогали – поток нападок не останавливался. Было очевидно, что за этой атакой стоит так называемая «команда» одного из двух вице-мэров Новосибирска, которому красный мэр Локоть был обязан своей победой. По крайней мере, по свидетельству очевидцев именно Виктор Игнатов организовывал приезд Соловьева в Новосибирск.
Многодневный прессинг Соловьева не привел практически ни к чему и закончился так же, как и начался – внезапно. Одна из причин – вмешательство федерального центра, который четко дал понять, что Городецкий – это фактор политической стабильности в регионе, который долгое время разрывается от противоречий и потрясений.
Начавшийся экономический кризис, конечно, ударит по экономике области, крупными долями которой традиционно являются строительство, ритейл, сельское хозяйство. Но отсутствие в области крупных предприятий, ориентированных на добычу и экспорт полезных ископаемых, может быть позволят избежать резкого падения доходов бюджетов всех уровней. Представители малого и среднего бизнеса ориентированных на сферу услуг и торговлю уже осенью говорили о 40-процентном падении оборота по сравнению с предыдущим годом. Новосибирск, как логистический и управленческий центр Сибири уже в полной мере почувствовал на себе все прелести экономического кризиса.
Именно в условиях кризиса и падения доходов населения будет проходить проверку на прочность новая власть в городе и регионе. Назначенный на днях новый вице-губернатор Прощелыкин является одним из ярких представителей «силового блока» новосибирских элит. То, что в управлении областью сформируется курс на «закручивание гаек», еще не очевидно, но вполне вероятно. В 2015 году области жителям области предстоит выбрать депутатов Законодательного собрания и городского совета Новосибирска. Тлеющий, но иногда переходящий в открытую фазу конфликт между «командой Мэра» и «командой Губернатора» не может гарантировать мирный сценарий развития событий.
Не стоит так же забывать о том, что Новосибирск по праву считается одной из трех протестных столиц, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. И как отреагируют на эту традиционную войну элит простые избиратели сейчас спрогнозировать сложно. Есть надежда на то, что элиты в условиях нарастающего кризиса, снова смогут договориться.
Игорь Даченков