Вице-президент Общероссийского фонда перспективного планирования Игорь Даченков в интервью порталу «Региональные комментарии» предположил всплеск выборной активности в регионах. По его мнению, власть будет делать кадровые перестановки на местах, подготавливая почву для самых главных – президентских выборов.
Эти прогнозы вполне очевидные. Центру необходимо подготовить политическую систему страны к главному и самому масштабному мероприятию предстоящего электорального цикла федерального уровня – выборам Президента России в марте 2018 года. Основным критерием оценки результатов подготовительной работы к нему должна стать электоральная и социально-политическая устойчивость ситуации в регионах. Безусловно, важно, чтобы подавляющая часть губернаторского корпуса подошла к 2018 году обновленной или, по крайней мере, «перезагруженной» в новом качестве.
Уверен, что в 2016 году параллельно с выборами в Государственную Думу и 38 региональных парламентов мы увидим и губернаторские кампании, число которых, на мой взгляд, превысит плановый показатель (5 регионов), существующий на данный момент. По всей видимости, выборы глав исполнительной власти могут пройти в ряде ключевых регионов страны, где есть явные проблемы с имиджем у региональной исполнительной власти и электоральной управляемостью. Понятно, что Кремль заинтересован заранее «прополоть грядку с сорняками» и поставить во власть адекватных управленцев, способных эффективно работать в кризисных условиях. В первую очередь, это касается тех 17-ти территорий, где истекают сроки полномочий губернаторов в 2017 году – они могут пойти на выборы на год раньше срока. Хотя возможны и какие-то экстраординарные кадровые решения по сценарию Сахалина или Республики Коми… В этом случае выборка регионов может быть гораздо шире… Исходя из этой логики, вполне вероятно, что губернаторских выборов в следующем году может быть в два раза больше и они состоятся примерно в десяти субъектах РФ…
Важно и другое: федеральный центр, видимо, не усматривает в совмещенном формате губернаторских выборов и выборов в Госдуму каких-то серьезных рисков, которые, возможно рассматривались ранее. Скорее видит в этом определенный тактико-технологический плюс, когда политическая оппозиция будет вынуждена распылять силы, выставляя одновременно своих кандидатов в регионе и в качестве кандидатов в губернаторы и как оппонентов по одномандатному округу в ГД РФ.