Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» в рамках проекта «Национальный рейтинг» опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Результаты получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Как эксперт своим мнением поделился Игорь Даченков, генеральный директор АМК «Регион Медиа».
– Электоральный сезон 2023 года выдался довольно насыщенным — в Единый день голосования 10 сентября пройдут прямые выборы глав 21 субъекта России.
Конфигурация зарегистрированных кандидатов, общий ход и стилистика избирательных кампаний, а также данные социсследований говорят о так называемом референдумном сценарии выборов практически во всех регионах. Это значит, что провластные кандидаты, часть из которых – действующие губернаторы, получат поддержку необходимого количества избирателей, что обеспечит их победу в первом туре. Одна из ключевых причин — отсутствие ярких, узнаваемых оппонентов, с ресурсной базой, которые могли бы составить им конкуренцию.
По сути, единственным регионом, в котором проходит по-настоящему конкурентная кампания, является Хакасия. Там кандидат от «Единой России» (депутат Госдумы Сергей Сокол) конкурирует с действующим губернатором от оппозиции (Валентин Коновалов). Сокол и Коновалов — два полюса кампании (причём условный административный ресурс находится в руках губернатора от оппозиционной партии!), которые заметно активизировали свою выборную активность на финальном этапе. Взаимная критика двух оппонентов зашкаливает. Их дебаты стали триггером политизации населения, что должно сказаться на уровне явки. Раскол элит в регионе, подключение федерального пула ЛОМов и экспертов, политтехнологов — всё это указывает на серьёзное по накалу столкновение электоральных машин «ЕР» и КПРФ в республике. В электоральной практике последних лет давно такого не было.
В этой связи необходимо отдать должное политическим администраторам со Старой площади, которые фактически рискнули провести такой эксперимент. Разумеется, он стал возможен и в контексте своеобразного пакетного соглашения (размена) с КПРФ по остальным регионам её присутствия — Ульяновской, Орловской и Новосибирской областям.
Тем не менее ситуация в каждом из 20 вышеуказанных регионов складывается по-разному: на мой взгляд, призрачные шансы второго тура есть в шести субъектах. Это Ивановская область, Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области, а также Республика Саха (Якутия), где уровень конкурентности выше среднего.
В этих субъектах на выборах может наблюдаться исторически сложившийся высокий протестный потенциал, если есть дополнительные факторы уязвимости у действующих глав или врио, а также довольно сильные оппоненты.
На мой взгляд, Ивановская область — единственный регион в ЦФО и вообще в европейской части России, где электоральная ситуация сложная. Изначально у С. Вознесенского возникла трудность с демонстрацией «линейки достижений» за прошедший пятилетний срок. По сути, кроме статьи в «Российской газете», посвящённой проблеме моногородов, и запуска «Ласточки» из областного центра в столицу, предъявить широкой аудитории избирателей было нечего. Восприятие главы региона как варяга, слабая внутриэлитная поддержка, а также локальные конфликты с муниципальной фрондой — всё это, безусловно, оказывает влияние на имидж главы региона и его электоральную поддержку.
За отказом в регистрации кандидату от КПРФ на выборы губернатора Алтайского края Марии Прусаковой по формальным признакам (не хватило необходимого количества подписей), безусловно, стоит другое. Участие Прусаковой могло стать фактором риска для губернатора Виктора Томенко. Местная, узнаваемая, яркая, харизматичная, статусная Прусакова могла стать серьёзным оппонентом и создать реальные проблемы для главы региона, в отличие от остальных кандидатов, которые с самого начала выполняли функцию спарринг-партнёров.
Реакция краевого обкома КПРФ была ожидаемой: 12 августа он принял решение участвовать в выборах губернатора Алтайского края в форме активного протеста. Участники пленума призвали жителей Алтайского края прийти 10 сентября на избирательные участки, чтобы не допустить победы в первом туре кандидата, выдвинутого «ЕР»: либо прийти на избирательные участки и вычеркнуть всех кандидатов, либо там, где это невозможно сделать, при электронном голосовании, поставить галочку за одного из кандидатов.
Участие кандидата Александра Глискова от ЛДПР в губернаторской гонке по Красноярскому краю — палка о двух концах. С одной стороны, условно конкурентный сценарий кампании повышает легитимность её результата и играет в пользу действующего врио. С другой – в крае проходят также выборы в горсовет Красноярска. 36 депутатов краевой столицы избираются по смешанной системе: 50% – одномандатники, 50% – по партийным спискам. Сейчас в составе горсовета депутатов от «ЕР» – 18 человек, а от ЛДПР – 11 (!), то есть ЛЛПР является второй фракцией в горсовете Красноярска. Это понимает новый лидер либерал-демократов Леонид Слуцкий, который посетил Красноярск и поддержал коллег по партии.
Как я уже говорил раньше, участие Глискова как кандидата в губернаторы Красноярского края и одновременно как одного из лидеров списка кандидатов ЛДПР в горсовет создаёт важную синергию. Она позволит либерал-демократам получить весомую электоральную поддержку на выборах в представительный орган краевой столицы и, возможно, даже улучшить свой результат по партийным спискам в сравнении с результатами кампании 2018 года. Понятно, что без Глискова, как «электорального паровоза», шансы ЛДПР были бы значительно меньше. Отказ в регистрации оттолкнул бы его сторонников от участия в голосовании, и большинство просто не пришло бы на избирательные участки. Соответственно, партийный список ЛДПР потерял бы эти голоса.
Глисков теоретически мог бы консолидировать разогретый протестный электорат и побороться за второй тур. Но шансы маловероятны.
В Новосибирской области основной проблемой является традиционно высокий уровень протестных настроений среди избирателей региональной столицы, отчасти подогреваемых «фактором Локтя».
Анатолий Локоть – с 2013 года мэр самого крупного муниципалитета России (третьего города в стране), представитель КПРФ и лидер новосибирских коммунистов. И хотя он доказал свою договороспособность с региональной властью, сохраняется риск консолидации ядерного электората коммунистов и рассерженных горожан вокруг фигуры «тишайшего» кандидата в губернаторы от КПРФ Романа Яковлева. Чёткий индикатор непростой ситуации и демпфирования рисков — регистрация кандидатом от «Коммунистов России» Андрея Щукина. Таким образом, при «молчаливой» поддержке административного ресурса Новосибирской мэрии, для действующей власти может возникнуть риск второго тура.
Аналогичная ситуация – в Омской области, где врио Виталию Хоценко на выборах губернатора противостоит депутат Государственной Думы, известный в области лидер от КПРФ Андрей Алехин. Примечательно, что в кампании принимает участие кандидат-спойлер Владимир Казанин («Коммунисты России»). Последнее подтверждает наличие рисков для действующей власти при существующем раскладе.
В Якутии по итогам регистрации осталось 4 кандидата. Помимо действующего главы Айсена Николаева, это кандидат от ЛДПР Гаврил Парахин, Виктор Губарев от КПРФ и, что характерно, Игорь Борисов от партии «Коммунисты России». Последний, очевидно, выполняет спойлерскую функцию по отношению к кандидату от КПРФ и размывает протестные голоса.
Примечательно, что от участия в кампании отказались известные политики республиканского и федерального уровня: бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева («Новые люди») и представитель СЗРП Федот Тумусов.
В целом ситуация для Николаева складывается благоприятно, однако есть нюанс: регион имеет репутацию устойчиво протестного.