Жесткая централизация выборов может подорвать принципы МСУ
Начиная с 2023 года, ЦИК согласовал уже восемь инициатив региональных избиркомов, которые просили передать им полномочия по организации местных выборов. Недавно в Центризбиркоме состоялась дискуссия, в рамках которой рассматривалось предложение закрепить такую процедуру законодательно. Гендиректор агентства «Регион Медиа» Игорь Даченков в интервью «Клубу Регионов» поделился мнением о том, стоит ли централизировать выборный процесс на региональном уровне.
– Почему такая необходимость возникла именно сейчас?
– Учитывая близость предстоящих кампаний 2025-2026 и возможные желания обеспечить «стабильный» результат, предпринимаются попытки централизовать контроль и минимизировать риски, связанные с непредсказуемым электоральным поведением в крупных городах. Также стоит принять во внимание «источник» инициативы: если предложение исходит от отдельных регионов, как в случае с Новосибирском и Оренбургом, это может говорить о наличии локальных проблем, требующих вмешательства на уровне субъекта. Однако есть вероятность, что инициатива поддерживается и федцентром с целью усиления управляемости.
– Каковы плюсы и противоречия предложения о передаче полномочий?
– Передача полномочий позволит избежать разночтений и правовых коллизий в организации голосования, а региональные власти могут эффективнее распределять ресурсы избирательных комиссий и проще координировать процесс, что снизит вероятность организационных сбоев. Вместе с тем, будет поднят и конституционный вопрос: согласно принципу МСУ, мунвыборы должны оставаться в ведении соответствующих органов. Передача полномочий на уровень региона может противоречить федеральному законодательству, например, N138-ФЗ от 26 ноября 1996 года – снижение автономии муниципалитетов. Также изменения могут встретить сопротивление на местном уровне ввиду потери влияния горадминистраций на процесс выборов. Помимо прочего, могут возникнуть административные и технические сложности.
– В каких регионах могут возникнуть сложности?
– Прежде всего, в мегаполисах и крупных административных центрах, например, в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани. В этих городах традиционно сильны независимые политические силы, а электоральное поведение менее предсказуемо. Также сюда можно отнести регионы со сложной политической обстановкой.
– Стоит ли вводить единую норму для всех регионов?
– Сама глава ЦИК Элла Памфилова отмечает, что тема не столь однозначная и нужно оставить регионам определенную степень свободы. С юридической точки зрения, инициатива вступает в противоречие с принципами МСУ и вопрос требует серьезной правовой экспертизы. С организационной точки зрения – централизация может привести к усложнению процедур и увеличению бюрократической нагрузки. Унификация упрощает и стандартизирует процесс, но не учитывает специфику крупных городов, где электоральные процессы сложнее и требуют определенной гибкости. С политической точки зрения, передача контроля регвластям может усилить управляемость, но одновременно способствовать росту недоверия к выборам со стороны избирателей. В свете этих факторов, возможно, сто́ит оставить регионам возможность добровольного перехода на новую систему.
– Почему именно сейчас Новосибирск и Оренбург просят передать полномочия на уровень региона?
– Официально избирком Новосибирской области обратился с просьбой из-за высокой нагрузки на выборах в Новосибирске, а избирком Оренбурга хочет разделить ответственность с ТИКами. Однако есть и другие версии. Например, желание усилить контроль перед сложной кампанией или наличие в городских избиркомах проблем, которые проще решить на уровне региона.
Запись опубликована 21.03.2025 в 10:41 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.
Жесткая централизация выборов может подорвать принципы МСУ
Начиная с 2023 года, ЦИК согласовал уже восемь инициатив региональных избиркомов, которые просили передать им полномочия по организации местных выборов. Недавно в Центризбиркоме состоялась дискуссия, в рамках которой рассматривалось предложение закрепить такую процедуру законодательно. Гендиректор агентства «Регион Медиа» Игорь Даченков в интервью «Клубу Регионов» поделился мнением о том, стоит ли централизировать выборный процесс на региональном уровне.
– Почему такая необходимость возникла именно сейчас?
– Учитывая близость предстоящих кампаний 2025-2026 и возможные желания обеспечить «стабильный» результат, предпринимаются попытки централизовать контроль и минимизировать риски, связанные с непредсказуемым электоральным поведением в крупных городах. Также стоит принять во внимание «источник» инициативы: если предложение исходит от отдельных регионов, как в случае с Новосибирском и Оренбургом, это может говорить о наличии локальных проблем, требующих вмешательства на уровне субъекта. Однако есть вероятность, что инициатива поддерживается и федцентром с целью усиления управляемости.
– Каковы плюсы и противоречия предложения о передаче полномочий?
– Передача полномочий позволит избежать разночтений и правовых коллизий в организации голосования, а региональные власти могут эффективнее распределять ресурсы избирательных комиссий и проще координировать процесс, что снизит вероятность организационных сбоев. Вместе с тем, будет поднят и конституционный вопрос: согласно принципу МСУ, мунвыборы должны оставаться в ведении соответствующих органов. Передача полномочий на уровень региона может противоречить федеральному законодательству, например, N138-ФЗ от 26 ноября 1996 года – снижение автономии муниципалитетов. Также изменения могут встретить сопротивление на местном уровне ввиду потери влияния горадминистраций на процесс выборов. Помимо прочего, могут возникнуть административные и технические сложности.
– В каких регионах могут возникнуть сложности?
– Прежде всего, в мегаполисах и крупных административных центрах, например, в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани. В этих городах традиционно сильны независимые политические силы, а электоральное поведение менее предсказуемо. Также сюда можно отнести регионы со сложной политической обстановкой.
– Стоит ли вводить единую норму для всех регионов?
– Сама глава ЦИК Элла Памфилова отмечает, что тема не столь однозначная и нужно оставить регионам определенную степень свободы. С юридической точки зрения, инициатива вступает в противоречие с принципами МСУ и вопрос требует серьезной правовой экспертизы. С организационной точки зрения – централизация может привести к усложнению процедур и увеличению бюрократической нагрузки. Унификация упрощает и стандартизирует процесс, но не учитывает специфику крупных городов, где электоральные процессы сложнее и требуют определенной гибкости. С политической точки зрения, передача контроля регвластям может усилить управляемость, но одновременно способствовать росту недоверия к выборам со стороны избирателей. В свете этих факторов, возможно, сто́ит оставить регионам возможность добровольного перехода на новую систему.
– Почему именно сейчас Новосибирск и Оренбург просят передать полномочия на уровень региона?
– Официально избирком Новосибирской области обратился с просьбой из-за высокой нагрузки на выборах в Новосибирске, а избирком Оренбурга хочет разделить ответственность с ТИКами. Однако есть и другие версии. Например, желание усилить контроль перед сложной кампанией или наличие в городских избиркомах проблем, которые проще решить на уровне региона.
Запись опубликована 21.03.2025 в 10:41 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.