От чего зависит стоимость избирательной кампании кандидата, рассказал в интервью для портала «Региональные комментарии» политолог Игорь Даченков.
Тема стоимости избирательных кампаний разного уровня в новейшей истории России — это, наверное, одна из вечных тем для дискуссий как в цеховом профессиональном сообществе, так и околополитических кругах. Сложно назвать какую-либо конкретную цифру, эквивалентную в рублях или иностранной валюте. Не существует какой-либо математической расчетной модели, которая волшебным образом позволяла бы с ходу назвать точный ценник на выборы.
На протяжении всего периода обсуждения этой темы предлагались разные методики, некоторые из которых носили чисто умозрительный характер и во многом были оторваны от практики. Например, в своё время были «формулы» усреднённой стоимости голоса избирателя: например, 100 рублей за голос в зависимости от конфигурации кампании. При этом предполагалось, что чем выше уровень выборов, тем стоимость одного голоса становится ниже, и наоборот.
Безусловно, можно выделить целый ряд ключевых факторов, которые оказывают влияние на стоимость избирательной кампании в одномандатном округе по выборам депутата Государственной Думы России. Среди них — стартовые рейтинги известности, доверия и электоральной поддержки кандидата, местный он или «варяг», конкурентное поле на округе, партийная принадлежность кандидата, его организационный и медийный ресурс. Важно понимать «электоральный портрет» кандидата: перед нами новичок (так называемый «первоход») или опытный кандидат, который уже знает округ и побеждал (и даже не раз) на его территории? Существенный фактор — это личность самого кандидата, его публичный имидж, профессиональный бэкграунд. Не менее важна мотивация кандидата на победу и работу в режиме 24/7.
Несомненно, важный фактор — это география самого округа, где он располагается. Если это территория крупного мегаполиса или города-миллионника, значит, есть риски столкнуться с высоким уровнем политической конкуренции, протестными настроениями рассерженных горожан. Конечно, в этих локациях всегда выше расценки на коммуникационный инструментарий: работу со СМИ, в интернет-среде, на работу в поле, АПМ, организацию встреч с избирателями. Исходя из этого, решение электоральной задачи будет сопряжено с высоким объемом работы и, что вполне закономерно, расходов на избирательную кампанию. Поэтому в Москве или Санкт-Петербурге стоимость кампании кандидата на одномандатном округе однозначно будет в разы выше, чем в каком-нибудь отдаленном российском провинциальном регионе.
И, конечно, большую роль играет время начала работы. Как показывает практика, ранний старт кампании на округе, ранний заход кандидата на территорию и его «раскрутка» позволяют сэкономить финансы. В последние годы многие заказчики стали понимать эту азбучную истину: время конвертируется в результат!
Что касается выборов по спискам, то здесь все зависит от места кандидата в этом списке — насколько оно является «проходным». Понятно, что чем ближе к началу списка ты находишься, тем больше у тебя шансов на получение депутатского мандата. В свою очередь на это влияет рейтинг той или иной партии, и, соответственно, количество голосов, отданных за конкретный партийный список. Кроме того, важны явка и система распределения так называемых «электоральных остатков», то есть голосов партий по спискам, которые не смогли преодолеть проходной барьер.
Безусловно, в случае с выборами по партийным спискам избирательная кампания акцентирует внимание электората на партийном бренде, но он персонифицируется в конкретных кандидатах партии, которые баллотируются в рамках региональной партийной группы. Кандидаты-списочники также могут активно участвовать в кампании, но их целеполагание, объём и график работы несопоставимы с кандидатами-одномандатниками. Как правило, большая часть списочников идёт под флагом партии и финансируется самой партией.
Конечно, есть сложившаяся практика, когда в рамках фандрайзинга политические партии привлекают на проходные места по спискам так называемых спонсоров. Такая ситуация не особо афишируется, но это реальность. Стоимость подобного удовольствия немаленькая: проходное место в списке может стоить условно от одного миллиона долларов и выше в зависимости от территории и других факторов. В этом случае нельзя сказать однозначно, что дешевле или дороже: участие в качестве «проходного» спонсора по партийному списку или выборы на одномандатном округе. Все индивидуально и зависит от суммы факторов и обстоятельств.
Запись опубликована 10.12.2020 в 18:56 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.
Известность, доверие и ресурсы
От чего зависит стоимость избирательной кампании кандидата, рассказал в интервью для портала «Региональные комментарии» политолог Игорь Даченков.
Тема стоимости избирательных кампаний разного уровня в новейшей истории России — это, наверное, одна из вечных тем для дискуссий как в цеховом профессиональном сообществе, так и околополитических кругах. Сложно назвать какую-либо конкретную цифру, эквивалентную в рублях или иностранной валюте. Не существует какой-либо математической расчетной модели, которая волшебным образом позволяла бы с ходу назвать точный ценник на выборы.
На протяжении всего периода обсуждения этой темы предлагались разные методики, некоторые из которых носили чисто умозрительный характер и во многом были оторваны от практики. Например, в своё время были «формулы» усреднённой стоимости голоса избирателя: например, 100 рублей за голос в зависимости от конфигурации кампании. При этом предполагалось, что чем выше уровень выборов, тем стоимость одного голоса становится ниже, и наоборот.
Безусловно, можно выделить целый ряд ключевых факторов, которые оказывают влияние на стоимость избирательной кампании в одномандатном округе по выборам депутата Государственной Думы России. Среди них — стартовые рейтинги известности, доверия и электоральной поддержки кандидата, местный он или «варяг», конкурентное поле на округе, партийная принадлежность кандидата, его организационный и медийный ресурс. Важно понимать «электоральный портрет» кандидата: перед нами новичок (так называемый «первоход») или опытный кандидат, который уже знает округ и побеждал (и даже не раз) на его территории? Существенный фактор — это личность самого кандидата, его публичный имидж, профессиональный бэкграунд. Не менее важна мотивация кандидата на победу и работу в режиме 24/7.
Несомненно, важный фактор — это география самого округа, где он располагается. Если это территория крупного мегаполиса или города-миллионника, значит, есть риски столкнуться с высоким уровнем политической конкуренции, протестными настроениями рассерженных горожан. Конечно, в этих локациях всегда выше расценки на коммуникационный инструментарий: работу со СМИ, в интернет-среде, на работу в поле, АПМ, организацию встреч с избирателями. Исходя из этого, решение электоральной задачи будет сопряжено с высоким объемом работы и, что вполне закономерно, расходов на избирательную кампанию. Поэтому в Москве или Санкт-Петербурге стоимость кампании кандидата на одномандатном округе однозначно будет в разы выше, чем в каком-нибудь отдаленном российском провинциальном регионе.
И, конечно, большую роль играет время начала работы. Как показывает практика, ранний старт кампании на округе, ранний заход кандидата на территорию и его «раскрутка» позволяют сэкономить финансы. В последние годы многие заказчики стали понимать эту азбучную истину: время конвертируется в результат!
Что касается выборов по спискам, то здесь все зависит от места кандидата в этом списке — насколько оно является «проходным». Понятно, что чем ближе к началу списка ты находишься, тем больше у тебя шансов на получение депутатского мандата. В свою очередь на это влияет рейтинг той или иной партии, и, соответственно, количество голосов, отданных за конкретный партийный список. Кроме того, важны явка и система распределения так называемых «электоральных остатков», то есть голосов партий по спискам, которые не смогли преодолеть проходной барьер.
Безусловно, в случае с выборами по партийным спискам избирательная кампания акцентирует внимание электората на партийном бренде, но он персонифицируется в конкретных кандидатах партии, которые баллотируются в рамках региональной партийной группы. Кандидаты-списочники также могут активно участвовать в кампании, но их целеполагание, объём и график работы несопоставимы с кандидатами-одномандатниками. Как правило, большая часть списочников идёт под флагом партии и финансируется самой партией.
Конечно, есть сложившаяся практика, когда в рамках фандрайзинга политические партии привлекают на проходные места по спискам так называемых спонсоров. Такая ситуация не особо афишируется, но это реальность. Стоимость подобного удовольствия немаленькая: проходное место в списке может стоить условно от одного миллиона долларов и выше в зависимости от территории и других факторов. В этом случае нельзя сказать однозначно, что дешевле или дороже: участие в качестве «проходного» спонсора по партийному списку или выборы на одномандатном округе. Все индивидуально и зависит от суммы факторов и обстоятельств.
Запись опубликована 10.12.2020 в 18:56 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.