С момента своего появления и по сегодняшний день PR находится в постоянном поиске новых точек коммуникации. В эпоху глобализации, повсеместного развития телекоммуникаций, информационных технологий у PR-специалистов появилось существенно больше инструментов для реализации стоящих перед ними задач. В XXI веке главным таким инструментом справедливо будет назвать Интернет – наиболее молодую и, как следствие, одну из наиболее перспективных составляющих PR.
Всемирную паутину по-прежнему принято считать сравнительно новым, динамично развивающимся средством массовой коммуникации. В состав Интернета входит более 150 000 сетей из 120 стран. Как среда и как средство коммуникации он обладает огромным потенциалом для проведения мероприятий в сфере PR. Но ему, как каналу коммуникаций, свойственен целый ряд характерных особенностей, с которыми, так или иначе, приходится считаться, задумывая проведение масштабной, или наоборот, локальной PR-кампании.
Интернет является нетрадиционным средством и каналом коммуникации, который характеризуется отсутствием централизованной организационной структуры. Именно это обусловливает почти полное отсутствие в Сети цензуры и распространение в ней информации случайным образом, наподобие распространения анекдотов и слухов. Интернет обладает сходными свойствами с механизмом действия толпы: и в том, и в другом случае имеется реализующийся по-разному технически феномен неуправляемой никем структуры и «случайной среды».
Кроме этого, канал характеризуется оперативность – скоростью распространения информации. Так, появившееся на информационном сайте сообщение может быть мгновенно растиражировано сетевыми изданиями, а затем даже печатными. Данная особенность Интернета дает благоприятную среду для того, чтобы грамотно созданное и запущенное сообщение распространялось самостоятельно и не требовало значительных материальных затрат на его поддержку.
Еще одно уникальное свойство Интернета – высокая степень таргетированности. Сеть дает прекрасную возможность фокусировать воздействие на конкретную узкопрофильную целевую аудиторию, в которой заинтересована организация, выделять определенные подгруппы в этой аудитории для составления более персонализированных обращений, а, зачастую, даже учитывать индивидуальные особенности и характеристики каждого пользователя. Выделение целевой аудитории важно, так как позволяет построить коммуникацию максимально эффективно, быстрее достичь ее цели. Ведь специалисты уже имеют четкое представление о потребителе, его убеждениях, знаниях, ценностях, возможной реакции на посланное ему сообщение. Именно Интернет предоставляет прекрасную возможность использования механизма таргетинга — воздействия на целевую аудиторию путем выделения из всей имеющейся только той ее части, которая удовлетворяет заданным критериям.
Несомненный плюс коммуникации в Интернете – ее интерактивность (3.0.). Это подразумевает возможность активного взаимодействия между сторонами. Интерактивность дает возможность вступать в прямой диалог с аудиторией, а также позволяет представителям аудитории общаться между собой. Кроме того, интерактивность дает возможность получать обратную связь, адекватно анализировать сложившуюся ситуацию и своевременно реагировать в случае необходимости.
Электронное коммуникативное пространство, в отличие от печатного или эфирного, практически не ограничено. Здесь может быть размещено сколько угодно много информации, объем которой не будет ограничен рамками эфирного времени передачи или количеством печатных знаков. Кроме этого, какой бы ни был объем информации, стоимость ее размещения будет значительно ниже, чем на страницах газет или телеэфире.
Интернет как средство коммуникации весьма многообразно по форме. Это также позволяет составить более четкую стратегию PR-кампании, повысить процент вероятного успеха. Если еще два-три года назад наиболее массовыми дискуссионными площадками были форумы, то тенденция сегодняшнего дня говорит о персонализации пользователя и создании вокруг него специфического коммьюнити. Весьма популярный в последнее время способ коммуникации через собственные блоги и систему twitter стремительно набирает обороты. Следуя современному тренду свой блог в twitter, например, есть у Президента России Дмитрия Медведева. По некоторым данным, за ежедневными сообщениями следят (а также комментируют) около 100 тысяч человек. Определенные сообщества складываются вокруг разных фигур – от Михаила Ходорковского до поп-звезды Lady Gaga. И у каждого сообщества есть свое лицо, свои особенности и пристрастия, чем грамотный специалист по связям с общественностью не имеет права не пользоваться. Очень показателен в этом плане пример блоггера drugoi, который летом сообщил в своем блоге о начале выпуска на одном из подмосковных заводов африканских трубок вувузел. Это сообщение в кратчайшие сроки было растиражировано практически всеми новостными лентами. Новость в итоге оказалось уткой: блоггер drugoi, зная о том, что его блог регулярно просматривают журналисты, решил немного пошутить. Шутка сработала.
Другой пример широкой коммуникации Интернета – недавние события на Манежной площади и предшествующие им шествие футбольных фанатов по Ленинградскому шоссе. Для организации столь массовых беспорядков зачинщикам потребовалось всего два дня. Рассказать об идеях акций, назначить время и место сбора при помощи других каналов коммуникации было бы невозможно. Интересно, что оперативнее всех в период подготовки акций отреагировали радикально настроенные политические силы, которые не скрывали своего участия в акциях, и тем самым получили ожидаемую порцию внимания со стороны СМИ, добившись главного: общество узнало, что радикально настроенные оппозиционеры живы и активно заявляют о себе.
Безусловно, новая эра коммуникации, благодаря Сети и развивающемуся в нем инструментарию PR, только начинает менять привычную коммуникационную парадигму. По крайней мере, в России, где уровень проникновения Интернет в целом по стране еще не превысил отметки в 60 процентов. К числу факторов, сдерживающих развитие Интернета в России, можно отнести недостаточно развитую сетевую и информационную инфраструктуру, слабую осведомленность о возможностях современных Интернет-технологий, сравнительно высокую стоимость персональных компьютеров и ноутбуков, а также слабую развитость индустрии предоставления доступа в Интернет с использованием более дешевых технологий.
Именно эти факторы в первую очередь обусловливают специфику PR в Интернете в России. Во-первых, применение Интернета не всегда целесообразно, т.к. для охвата конкретной целевой аудитории он все же может быть неподходящим инструментом. Во-вторых, нередки случаи, когда у заказчика PR-кампании и обслуживающего его PR-агентства, как говорится, нет права на ошибку. Иначе интернет-сообщество «ополчится» всерьез и надолго. Потом что-то отыграть будет очень сложно, практически невозможно. Наконец, маркетинговые коммуникации и PR в Интернете в России находятся на начальной стадии развития, их ноу-хау пока известны ограниченному числу специалистов (например, формат new media), из-за чего они просто не используются в полной мере. Безусловно, Интернет произвел своего рода революцию в индустрии связей с общественностью, к которой многие PR-специалисты оказались просто не готовы. Но что действительно печально – некоторые не смогли адаптироваться до сих пор. И эти слова в большей степени относятся именно к России.