В начале октября журнал «Пресс-служба» организовал круглый стол, посвященный специфике ценообразования PR-услуг в России. Участие в дискуссии принял генеральный директор агентства массовых коммуникаций «Регион медиа» Игорь Даченков, отметивший, что на текущем этапе отечественный рынок PR услуг стал более прозрачным и более цивилизованном в этом вопросе. «Параметр «цена/качество» на рынке, особенно если речь идет о таком специфическом бизнесе как коммуникационный бизнес в России, достаточно условен, – заявил Игорь Даченков. – Есть PR задачи, которые являются уникальными и при этом крайне важными (ведь речь идет об имидже, деловой репутации)для заказчика, последний готов решать их без оглядки на материальные ресурсы. Для заказчика в конкретном случае не важны цены исполнителя работы/услуги – главное чтобы задача была решена в полном объеме, в определенном формате и срок. Безусловно, это особенность такого направления PR активности как антикризисный PR и здесь с одной общей меркой вряд ли подойдешь. Что дорого и хорошо для одного, будет дорогим и плохим для другого.
С моей точки зрения уместно говорить в контексте цена/качество и низкие/дорогие цены на услуги дифференцировано: 1) по отдельным направлениям PR (бизнес, внутрикорпоративный, политический, социальный, региональный, антикризисный) и 2) видам/формам самих услуг. Например, во внутрикорпоративном и бизнес PR ситуация относительно нормальна. Весь спектр услуг за прошедший период, с момента зарождения самого рынка, более менее унифицированы и стандартизированы (разработка аналитических документов, исследовательские процедуры, мониторинг СМИ и др.). Такая же ситуация в media relations: цены у всех примерно одинаковые и устоявшиеся. Комиссия агентств за услуги в сфере связей со СМИ носит минимальный характер, как правило, до 10 % от суммы договора. А вот в политическом PR встречается более ярко выраженная вариативность по ценам на профессиональные услуги. На мой взгляд, иногда встречаются и совсем неприличные предложения…».
Кроме того, специалист пояснил, что при формировании цены исполнители исходят из принципа «бутика» и «конвейера». Так, если речь идет об оказании услуг в сфере решения уникальной задачи – цена формируется индивидуально. «Если же речь о более простых, формализованных услугах/работах, то здесь за основу берутся средние универсальные на рынке цены», – сказал эксперт.
Резюмируя беседу, Игорь Даченков подчеркнул, что профессия задает тон унификации и стандартам. При этом ряд PR услуг, универсальных по своему характеру, требует прозрачности при формировании их стоимости. И эта практика, уверен, будет полезна для российского рынка. «Времена «дикой цыганщины» уже давно остались позади, – говорит Игорь Даченков. – При этом следует учитывать и креативную составляющую нашей профессии. А как можно загнать художников писать картины по одной цене? Особенно в отдельных направлениях профессионального рынка… Поэтому у представителей профессии public relations тоже всегда должен быть простор для творчества в ценообразовании: а я угадаю эту мелодию с трех нот? Угадывайте! Спрос определяет предложение. А предложение определяет цену на удовлетворение этой потребности. Пока спрос на PR услуги в России со стороны рынка не носит системный и масштабный характер, представители этих услуг будут сами с большей долей индивидуальности определять на них цены».