Медведев – технический премьер. Еще на год-два

По истечении года работы Дмитрия Анатольевича Медведева и его кабинета стало понятно, что, во-первых, что из реальной сильной политической фигуры он превратился в технического премьера. Мнение это разделяется всеми ведущими экспертами и аналитиками. Рядом с таким сильным президентом, каким является Путин, рядом не может быть сравнимых по влиятельности фигур.

Во-вторых, стала заметной тенденция на девальвацию политического капитала по отношению к Дмитрию Анатольевичу Медведеву, и в целом произошло снижение рейтинга его популярности. Об этом свидетельствуют социологические опросы, проводимые ВЦИОМом, ФОМом и – пока – Левада-центром, об этом говорят и отставки двух ближайших соратников, ключевых министров – министра обороны Сердюкова, который ушел со скандалом в контексте проведения уголовного расследования и недавняя отставка Владислава Суркова, который считался одной из самых сильных фигур в составе нынешнего правительства.

Третий аспект связан с тем, что в составе правительства мы можем наблюдать два с половиной центра силы, две с половиной команды. Первая – ориентированная на Владимира Путина президентская гвардия, которая при необходимости сможет проигнорировать волю и интересы своего нынешнего патрона. В этом центре силы выделяются фигуры Шойгу, занимающего пост министра обороны, Пучкова, сменившего его во главе МЧС, и Дмитрий Козак, вице-премьер. И самая главная фигура этой путинской гвардии – вице-премьер Игорь Шувалов.

Вторая группа министров – это те, кто обязан своим появлением на министерских постах Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Это и непопулярная ныне фигура министра образования Ливанова, которому предрекают скорую отставку, это и Михаил Абызов, крупный предприниматель, ставший министром «Открытого правительства», это и Аркадий Дворкович, остающийся самым влиятельным человеком медведевской группировки в составе правительства.

И «половинка», о которой было сказано выше – это министр финансов Антон Силуанов с его ближайшими заместителями. Эта группа пытается держать определенный нейтралитет, одновременно угадывая тренды, исходящие и от президента, и от премьер-министра, пытаясь усидеть на двух стульях.

Естественно, возникает вопрос, имеет ли нынешняя команда правительства перспективы для своего политического выживания? Если говорить в целом об экспертном срезе, то сегодня есть две диаметрально противоположные точки зрения. Первая: дни правительства Медведева сочтены, осталось лишь несколько месяцев. Уже осенью Медведев может быть отправлен в отставку, а на его место придет очередной премьер-«техник». Или же, если дыхание кризиса будет более ощутимым, то появится более харизматичная фигура, но, опять же, управляемая и в рамках договоренности с Владимиром Путиным. Возможно, это будет Дмитрий Рогозин.

Вторая точка зрения в экспертном сообществе говорит о том, что ослабленный Медведев и его правительство в нынешнем формате, выполняющие технологическую функцию и потому вполне устраивающие действующего президента, сохранятся на более длительный период времени – с перспективой один-два года. При этом не исключено, что некие ритуальные жертвы будут принесены – например, тот же министр обзывания Ливанов.

Предпочтительным, на мой взгляд, является вариант номер два – горизонт одного-двух лет, с точечными рокировками. Но это при условии, что не случится серьезных дестабилизационных процессов. Что же касается вопроса о том, сможет ли правительство доработать до конца президентских полномочий Владимира Путина, то здесь ответ будет отрицательным.