ИНГУШЕТИЯ: СЛОЖНОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО СЦЕНАРИЯ

По состоянию на текущий момент социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в республике Ингушетия носит нестабильный характер. В течение всего периода новейшей истории по основным экономическим и социальным индикаторам РИ относилась к числу наиболее зависимых от федерального бюджета регионов-реципиентов.
В последние годы Ингушетия традиционно входит в десятку аутсайдеров по уровню развития по России. Крайне низкая инвестиционная привлекательность, слабая промышленная база, высокий уровень коррупции. По-прежнему актуальна проблема занятости населения и, как одно из следствий, высокий уровень криминогенной обстановки в республике. Сложившаяся неблагополучная ситуация является источником для пополнения террористического подполья.
К вышеназванным факторам необходимо добавить раскол и конфронтацию элит, который объясняется не только борьбой за доступ и распределение бюджетных трансфертов федерального центра, но имеет и исторические корни противостояния отдельных кланов. Кроме того, в последнее время обострились отношения по теме административных границ между лидерами РИ и ЧР.
При этом необходимо отметить, что в последнее время республиканскими властями Ингушетии предпринимаются ощутимые усилия для изменения ситуации к лучшему. Работа по запуску стратегических инвестиционных проектов в сфере рекреационного туризма, строительство производственных площадок (мукомольный кластер, завод по производству минеральной воды и др.), работа с крупными инвесторами – выходцами из РИ – это наглядные примеры конструктивных действий президента Юнус-Бека Евкурова и его команды.
Учитывая сложную политическую ситуацию по аналогии с Дагестаном федеральный центр, на мой взгляд, стремится минимизировать риски, связанные с проведением прямых выборов главы республики.
-Во-первых, прямые выборы могут стать спусковым крючком для выхода конфликтов и противостояния кланов элиты РИ в публичную плоскость, что грозит потерей электоральной управляемости для Кремля в одном из наиболее проблемных регионов.
-Во-вторых, в случае выхода общественно-политической ситуации из-под контроля возможен «экспорт нестабильности» на соседние территории Северного Кавказа, что создает угрозу стратегическим интересам РФ.
-В-третьих, электоральный рейтинг самого Евкурова неоднозначен. Более того, у него есть сильные оппоненты, обладающие высокой региональной и федеральной узнаваемостью, серьезным политическим опытом и ресурсной базой. Один из них, например, экс-президент республики Руслан Аушев уже неоднократно намекал на возможность своего участия в выборной гонке и опору на широкую общественную поддержку. Также нельзя игнорировать и позицию Европейской Ассоциации ингушей, призывающих к сохранению института прямых выборов главы РИ и критикующих действующего Президента по многим вопросам внутренней политики. Таким образом, на фоне развития различных скандалов, возможна тенденция к снижению рейтинга Евкурова, поэтому для Кремля очевидно, что нет смысла верифицировать его на предмет зависимости от общественного мнения на выборах в сентябре 2013 года.
В этой связи федеральный центр, на мой взгляд, учитывая фактор времени, продвигает модель опосредованного выбора главы исполнительной власти через парламент (закон об отмене прямых выборов президента уже принят в первом чтении). В этом же контексте делается ставка на предсказуемую и зависимую фигуру действующего лидера Юнус-Бека Евкурова, которому Москва при прочих равных дала карт-бланш на контроль и стабилизацию ситуации в регионе.
Что касается политических перспектив, то с высокой степенью вероятности корректировка законодательства об отмене выборов главы РИ пройдет через второе и третье чтение в республиканском парламенте, а Кремль сумеет договориться с региональными элитами для пролонгации властных полномочий Евкурова на следующий срок.