Генерал-губернаторы как новый старый кадровый тренд
С назначением двух новых полпредов – Сергея Меликова на Северном Кавказе и Николая Рогожкина в СФО – Владимир Путин фактически совершил «откат» к началу 2000-х годов. Игорь Даченков напоминает, что большинство тогдашних полномочных представителей были выходцами из силовых структур.
Тогда подобные назначения были предсказуемыми и адекватными политической ситуации в стране. Путину, только ставшему президентом, нужны были свои «легаты», которые смогли бы влиять на ситуацию в регионах, обеспечивать политическую стабильность и выстраивание единой вертикали. Тогда, на рубеже столетия, в части регионов губернаторы стали чувствовать себя, мягко говоря, слишком вольготно. Потому и лозунг «укрепления вертикали власти» в те годы был одним из ключевых. Буфер в виде полпредов в свое время сыграл важную роль в решении этой задачи.
Например, Олег Белавенцев, ставший полпредом в Крымском федеральном округе, как раз будет заниматься тем кругом внутриполитических вопросов, который был актуален для России десять с лишним лет назад. И потому вполне логично, что во главе Крымского полпредства был поставлен именно представитель силовых структур (ВМФ в данном случае – как знаковый для полуострова).
Конечно, в регионах за последние годы политическая ситуация изменилась в лучшую для Кремля сторону. Однако не настолько, чтобы доставать из запасников и поднимать флаг «вертикали власти». Существующие внутриполитические проблемы в большей степени обусловлены федеральной повесткой и локальными проблемами на местах. Политическая ситуация в целом стабильна. Но в некоторых субъектах уже вовсю идут «разброд и шатания». И все-таки это больше головная боль региональных властей на местах, нежели полпредов. Последние в этой ситуации являются своеобразной «щукой» для региональных «карасей». Поэтому недавние назначения двух полпредов обусловлены уже другими факторами.
Во-первых, ставка на силовиков означает, что «скамейка запасных» из числа штатских у президента достаточно коротка. Говоря о штатских, имеется в виду тот пул российских политиков, на которых глава государства может всецело положиться. Таковых немного даже в высших эшелонах власти: Шойгу, Рогозин, Лавров – кто еще? Вот и приходится обращаться к стандартному в нашей стране источнику кадрового резерва, к силовикам. У них есть одно неоспоримое преимущество: исполнительность вкупе с отсутствием серьезных политических амбиций. Исключения (как, например, генерал Лебедь) – не в счет, учитывая, что и тот поначалу был вполне управляемой фигурой. Зато назначение в конце прошлого года главой Кабардино-Балкарской республики силовика Юрия Кокова выглядит вполне логичным, учитывая местную специфику и серьезные внутриполитические проблемы, сложившиеся за годы руководства регионом Арсеном Каноковым.
Во-вторых, появление полпредов-силовиков говорит о смещении акцентов в их деятельности. Кремлю на этой должности в меньшей степени нужны популярные и харизматичные политики. В большей степени – проводники основных задач, декларируемых в последнее время (борьба с коррупцией, решение вопросов межнациональных отношений, безопасность жизни граждан). На первый план выходят именно внутриполитические, а не экономические вопросы. Конечно, новые полпреды из числа силовиков пока слабы как политики, а точнее – их нельзя отнести к разряду политических тяжеловесов. Однако для решения заявленных задач быть политиком не столь и обязательно, сколько грамотным и качественным исполнителем, умеющим жестко следовать заданному сверху вектору движения.
В-третьих, появление генералов во главе полпредств в лишний раз подчеркивает, насколько сильны позиции министра обороны Сергея Шойгу. Пусть он и последний в списке членов российского правительства (по алфавиту), но много кому даст фору по степени влияния. А также, что не менее важно, по уровню доверия со стороны Владимира Путина.
Наконец, в-четвертых, последние назначения можно считать показательным уроком для «полпредов-манипуляторов». В первую очередь это касается понижения сибирского полпреда Виктора Толоконского до должности и.о. губернатора Красноярского края. Налицо именно «понижение», а не смещение или отставка. Безусловно, «казус Толоконского» должен стать для других классическим примером того, как не стоит вести себя полпреду. Известно, что последние годы прошли в системном противостоянии Виктора Толоконского и теперь уже бывшего новосибирского губернатора Василия Юрченко. Последнего в итоге сняли, да еще и со скандалом. На выборах мэра Новосибирска победил представитель КПРФ, которому, по слухам, помогало полпредство. Впрочем, по экспертным оценкам, Толоконский помогал и оппозиции и на выборах в Госдуму в декабре 2011 года. Учитывая совокупность этих фактов, вполне объяснимой и даже ожидаемой оказалась красноярская «ссылка» Толоконского. Поэтому для других полпредов это должно стать сигналом: играй в политику, да не заигрывайся.
Региональный комментарий
Запись опубликована 21.05.2014 в 03:34 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.
Генерал-губернаторы как новый старый кадровый тренд
С назначением двух новых полпредов – Сергея Меликова на Северном Кавказе и Николая Рогожкина в СФО – Владимир Путин фактически совершил «откат» к началу 2000-х годов. Игорь Даченков напоминает, что большинство тогдашних полномочных представителей были выходцами из силовых структур.
Тогда подобные назначения были предсказуемыми и адекватными политической ситуации в стране. Путину, только ставшему президентом, нужны были свои «легаты», которые смогли бы влиять на ситуацию в регионах, обеспечивать политическую стабильность и выстраивание единой вертикали. Тогда, на рубеже столетия, в части регионов губернаторы стали чувствовать себя, мягко говоря, слишком вольготно. Потому и лозунг «укрепления вертикали власти» в те годы был одним из ключевых. Буфер в виде полпредов в свое время сыграл важную роль в решении этой задачи.
Например, Олег Белавенцев, ставший полпредом в Крымском федеральном округе, как раз будет заниматься тем кругом внутриполитических вопросов, который был актуален для России десять с лишним лет назад. И потому вполне логично, что во главе Крымского полпредства был поставлен именно представитель силовых структур (ВМФ в данном случае – как знаковый для полуострова).
Конечно, в регионах за последние годы политическая ситуация изменилась в лучшую для Кремля сторону. Однако не настолько, чтобы доставать из запасников и поднимать флаг «вертикали власти». Существующие внутриполитические проблемы в большей степени обусловлены федеральной повесткой и локальными проблемами на местах. Политическая ситуация в целом стабильна. Но в некоторых субъектах уже вовсю идут «разброд и шатания». И все-таки это больше головная боль региональных властей на местах, нежели полпредов. Последние в этой ситуации являются своеобразной «щукой» для региональных «карасей». Поэтому недавние назначения двух полпредов обусловлены уже другими факторами.
Во-первых, ставка на силовиков означает, что «скамейка запасных» из числа штатских у президента достаточно коротка. Говоря о штатских, имеется в виду тот пул российских политиков, на которых глава государства может всецело положиться. Таковых немного даже в высших эшелонах власти: Шойгу, Рогозин, Лавров – кто еще? Вот и приходится обращаться к стандартному в нашей стране источнику кадрового резерва, к силовикам. У них есть одно неоспоримое преимущество: исполнительность вкупе с отсутствием серьезных политических амбиций. Исключения (как, например, генерал Лебедь) – не в счет, учитывая, что и тот поначалу был вполне управляемой фигурой. Зато назначение в конце прошлого года главой Кабардино-Балкарской республики силовика Юрия Кокова выглядит вполне логичным, учитывая местную специфику и серьезные внутриполитические проблемы, сложившиеся за годы руководства регионом Арсеном Каноковым.
Во-вторых, появление полпредов-силовиков говорит о смещении акцентов в их деятельности. Кремлю на этой должности в меньшей степени нужны популярные и харизматичные политики. В большей степени – проводники основных задач, декларируемых в последнее время (борьба с коррупцией, решение вопросов межнациональных отношений, безопасность жизни граждан). На первый план выходят именно внутриполитические, а не экономические вопросы. Конечно, новые полпреды из числа силовиков пока слабы как политики, а точнее – их нельзя отнести к разряду политических тяжеловесов. Однако для решения заявленных задач быть политиком не столь и обязательно, сколько грамотным и качественным исполнителем, умеющим жестко следовать заданному сверху вектору движения.
В-третьих, появление генералов во главе полпредств в лишний раз подчеркивает, насколько сильны позиции министра обороны Сергея Шойгу. Пусть он и последний в списке членов российского правительства (по алфавиту), но много кому даст фору по степени влияния. А также, что не менее важно, по уровню доверия со стороны Владимира Путина.
Наконец, в-четвертых, последние назначения можно считать показательным уроком для «полпредов-манипуляторов». В первую очередь это касается понижения сибирского полпреда Виктора Толоконского до должности и.о. губернатора Красноярского края. Налицо именно «понижение», а не смещение или отставка. Безусловно, «казус Толоконского» должен стать для других классическим примером того, как не стоит вести себя полпреду. Известно, что последние годы прошли в системном противостоянии Виктора Толоконского и теперь уже бывшего новосибирского губернатора Василия Юрченко. Последнего в итоге сняли, да еще и со скандалом. На выборах мэра Новосибирска победил представитель КПРФ, которому, по слухам, помогало полпредство. Впрочем, по экспертным оценкам, Толоконский помогал и оппозиции и на выборах в Госдуму в декабре 2011 года. Учитывая совокупность этих фактов, вполне объяснимой и даже ожидаемой оказалась красноярская «ссылка» Толоконского. Поэтому для других полпредов это должно стать сигналом: играй в политику, да не заигрывайся.
Региональный комментарий
Запись опубликована 21.05.2014 в 03:34 и размещена в рубрике Комментарии. Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью ленты RSS 2.0.