На муниципальных выборах в ряде регионов развернулась очень острая борьба. В Калининградской и Московской областях в процесс вынужден был даже вмешаться Центризберком. Политолог, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа» Игорь Даченков высказал свое мнение о ходе региональных кампаний в интервью порталу «Региональные комментарии».
Муниципальные выборы в России в последние годы оставались во многом объектом реальной политической борьбы и зачастую жесткой партийной и персональный конкуренции. Причем не только на уровне крупных муниципалитетов, где побеждали представители оппозиции ( Новосибирск, Екатеринбург, Петрозаводск, гордума Красноярска, Ярославль), но и на уровне муниципальных районов и поселений.
В этом контексте тренд на сворачивание институтов прямой демократии на муниципальном уровне характеризует внимание федерального центра к проблеме электоральной управляемости низового звена власти – органов местного самоуправления. Очевидно, что модели квазивыборов кандидата на должность главы исполнительной власти из состава представительного органа или утверждение кандидата через создание специальной конкурсной комиссии обеспечивают максимальную предсказуемость результата, а также нейтрализуют общественную активность.
Московская и Калининградская области всегда были регионами со сложной политической составляющей, которая определялась такими факторами как благоприятная экономическая география, позитивный инвестиционный климат, высокий уровень интересов финансово -промышленных групп, сильные местные элиты со своими бизнес-амбициями, высокая гражданская активность населения. Таким образом, экономический потенциал территорий обеспечивал их общественно -политический антураж. Власть на уровне муниципальных образований была и есть желанный ресурс – есть за что бороться и что распределять.
Прошедшие муниципальные кампании отличались высоким градусом и скандальным фоном. Не только в силу выше указанных традиционных причин для этих территорий . При всей декларации первых лиц регионов на открытостью и политическую конкуренцию использование административного ресурса и создание благоприятных условий для партии власти никто не отменял.
1. Не будем забывать, что тот же Андрей Воробьев вышел из руководящего состава » Единой России» и до прихода в губернаторское кресло был эффективным партийным топ-менеджером. Сила идентичности и принадлежности к партийному клану, думаю, все равно остается и было бы странно рассматривать ситуацию, при которой областная власть нарочито дистанцировалась от результатов выборов.
2. Муниципальные выборы в Московской и Калининградской областях проходили особняком, а не в Единый день голосования 13 сентября. Закономерно, что к ним было приковано внимание политической оппозиции, которая рассматривала на «безрыбье» как удачный повод напомнить о себе. Чтобы резонанс был сильнее, а фокус внимания резче нужен скандал.
3. Безусловно нельзя сбрасывать со счетов и фактор своего рода административной инертности местных властных элит, которые в подержу своего провластного кандидата используют по полной программе весь свой ресурс, все возможности для мобилизации. И для них риторика сверху про демократию и конкуренцию является скорее декоративной ширмой, а не реальным руководством к действию.