Вице-президент Общероссийского фонда перспективного планирования Игорь Даченков не сомневается, что губернатор Тверской области Андрей Шевелёв скоро будет отправлен в отставку. Эксперт надеется, что после двух губернаторов-варягов, которые относились к региону как «метрополия к колонии», Кремль наконец назначит руководителем человека, связанного с Тверью.
«Разговоры об отставке Шевелёва появились уже через год после его назначения. Тверская область – один из самых сложных регионов в ЦФО, учитывая сложную социально-экономическую структуру, довольно высокие протестные настроения и достаточно сильное влияние местного отделения КПРФ. Но, кстати, довольно сильной там была всегда и «Справедливая Россия», куда активно вкладывался олигарх и депутат Госдумы Алексей Чепа.
Там же всегда присутствовал традиционный раскол элит, который выражается в противостоянии губернии и столичного центра – они постоянно боролись друг с другом, втягивая региональные и федеральные СМИ, а также организационные и финансовые ресурсы.
Плюс к этому в Тверской области есть такое явление, как удельный сепаратизм отдельных глав муниципальных образований. То есть местные администрации, особенно те, которые обладают неплохой ресурсной базой, прежде всего землей, крупными промышленными предприятиями, чувствуют себя политически достаточно независимыми от центра и поэтому могут диктовать свои условия и показывать клыки. Такими территориями всегда были Ржев, Конаково, Осташковский район и город Осташков, который располагается на берегу озера Селигер. Поэтому главы этих образований всегда находились под влиянием отдельных финансово-промышленных и политических групп региона.
Что касается отставки Шевелёва, она однозначно состоится в ближайшее время. Проблема Твери всегда была в том, что на позицию губернатора назначался варяг. Это феномен еще со времен Зеленина, который воспринимался как пришлый московский олигарх, не знающий территорию и воспринимающий свое назначение как длительную командировку. Модель «набеговой» экономики сформировалась в головах как местных элит, так и населения региона, поэтому там всегда был большой раскол между народом и властью. Вся правящая региональная элита всегда была инородной и поэтому к ней всегда было определенное негативное отношение, рейтинг представителей власти всегда был низкий, а позиции партии власти всегда были достаточно проблемными на выборах всех уровней. Тот же мэр Твери Олег Лебедев, который вел длительную борьбу с Зелениным, был любим пенсионерами и представителями старшего поколения, потому что он местный, он был для них своим рубахой-парнем, которого они всегда поддерживали.
Появление Шевелёва продолжило традицию отчужденности региональной элиты. Более того, кадровая политика это всяческим образом подчеркивала, поскольку в регион постоянно приглашались прежде всего люди из Рязани, где сам Шевелёв занимал пост первого зампредседателя правительства. Эти люди ломали хребет сложившимся в регионе политическим традициям, задвигали ярких интересных людей тверского происхождения. Таким образом, управление в Тверской области во многом напоминало отношение метрополии и колонии.
Естественно, всё это вызывало бурный политический и социальный протест. Поэтому сейчас, я думаю, федеральный центр, скорее всего, учтет тот момент, что новый губернатор должен быть связан с Тверью. Он должен быть своей узнаваемой фигурой, которая органично воспринималась бы во время выборного процесса».