Архив рубрики «Проекты»

Генеральная репетиция 2015

28.01.2015

В сентябре 2015 года в 36 регионах России пройдут региональные и муниципальные выборы. Обычно наиболее значимыми становятся губернаторские кампании: новых глав регионов осенью предстоит избрать жителям 11 субъектов федерации. Кроме того, непрямые выборы, где губернаторов выбирают депутаты региональных парламентов, пройдут еще в четырех субъектах. Однако в этом году в центре внимания, безусловно, окажутся выборы региональных представительных органов, а также муниципальных органов власти. Именно они станут площадкой, на которой политические партии проведут генеральную репетицию перед избирательной «гонкой» в Государственную Думу России 2016 года.

О начале подготовки к думской избирательной кампании заявили уже все основные политические игроки. Так, «Единая Россия» открыла сезон предвыборных политучеб и сформировала систему предвыборных межрегиональных координационных советов. «Справедливая Россия» создала штаб по подготовке к выборам и, по словам члена Центрального совета партии Александра Агеева, рассматривает «серьезные предложения по выборной стратегии», опробовать которые предполагается как раз в регионах. Аналогичные новости поступают и от других политических сил. При этом условия, в которых пройдут выборы, существенно отличаются от тех, в которых партиям приходилось работать до этого.

Главный фактор, который будет определять повестку дня в 2015 году – социально-экономический кризис, который, очевидно, будет серьезным и долгим. С точки зрения электоральной повестки основных вопросов два: как быстро доберется кризис до регионов и повлияет ли он на рост протестных настроений.

На первый вопрос уже почти с уверенностью можно ответить «да». Соцопросы показывают, что россияне уже сегодня чувствуют ухудшение экономической ситуации. А экономисты считают, что до регионов кризисная волна дойдет к началу лета – если не раньше.

А вот ситуация с протестными настроениями пока не совсем понятна. Как отмечают социологи, экономические трудности воспринимаются большинством сограждан как следствие действий внешних противников. Поэтому вызывают не рост недовольства, а напротив – мобилизацию граждан вокруг власти (во всяком случае – вокруг фигуры президента Владимира Путина). Сохранится ли этот объединяющий эффект до осени и в какой степени будет распространяться на региональные власти – вопрос. Однако пока, по мнению экспертного сообщества, оснований ждать в этом году резкой эскалации протестных настроений в регионах нет. Исключение могут составить крупные города, где критика властей и оппозиционные настроения (поддержка политических оппонентов) были всегда ощутимым трендом в умонастроениях жителей.

Политическим партиям придется иметь дело с другим вызовом – изменением выборного законодательства, которое меняет систему выборов в региональные парламенты. Раньше большинство из них формировалось по смешанной системе «50 на 50»: половина депутатов избирались по партийным спискам, половина – по одномандатным округам. Был ряд регионов, где формирование региональной законодательной власти было полностью отдано на откуп пропорциональной системы. Однако сейчас практически везде на территориях произошел возврат к прежней «смешанной» модели выборов. Причем, «партийный» порог может быть снижен до 25%. И это существенно осложняет жизнь для всех, кроме «Единой России».

Партия власти

На сегодняшний день позиции «Единой России» в большинстве субъектов федерации даже прочней, чем на федеральном уровне. Например, из регионов, где осенью пройдут выборы местных парламентов, в Воронежской области «ЕР» имеет 86% мест в областной Думе, в Республике Коми – 80% республиканского Госсовета.

Осенние выборы «единороссов» могут даже усилить. Основная причина – как раз в изменении избирательного законодательства. Как показывает практика, если по партийным спискам оппонентам иногда удается теснить «партию власти», то своих одномандатников «ЕР» проводит почти всегда. С другой стороны, раньше оппозиции было проще договориться с властью и «сдать» округа единороссам, рассчитывая взять свое по партийным спискам. Теперь же борьба за одномандатные округа обострится. Понятно, что представители «ЕР» в ней являются фаворитами, с которыми придется договариваться.

В то же время у «Единой России» могут возникнуть имиджевые сложности, причем с самой неожиданной стороны. Всех своих успехов «ЕР» всегда добивалась в первую очередь как «партия Путина». Однако сегодня партийцам все чаще приходится критиковать действия непопулярного правительства, которое возглавляет их нынешний партийный лидер Дмитрий Медведев. В то время как президент от «единороссов» дистанцировался, явно предпочитая Объединенный народный фронт…

В связи с этим неоднократно возникали разговоры о возможности преобразования ОНФ в политическую партию и последующей перезагрузке партии власти. Однако сегодня уже можно сказать, что если такой сценарий и будет реализован, то уже в 2016 году. А на нынешних региональных выборах единороссы и ОНФ будут сотрудничать. Скорее всего, наиболее заметные региональные «фронтовики» получат возможность выдвигаться в депутаты по партийным спискам, используя «ЕР» в качестве «политического лифта». Для единороссов такой альянс тоже удобен: он решает вопрос выдвижения сильных кандидатов-одномандатников. Хотя и чреват некоторыми аппаратными трениями на стадии согласования кандидатур.

Наконец, предстоящие выборы будут иметь для «ЕР» и еще одну особенность. Судя по всему, власть будет стремиться провести их если и не прозрачно, то, во всяком случае, бесконфликтно. Поэтому привычный для единороссов административный ресурс использоваться, конечно, будет, но ограниченно. Так что партийные активы уже начали настраиваться на конкурентную политическую борьбу.

Традиционные спарринг-партнеры

Что касается партий парламентской оппозиции, то здесь в наиболее выигрышной позиции находится КПРФ. Во-первых, если у кого-то и получится превратить растущее недовольство экономической ситуацией в свой политический капитал, то в первую очередь у коммунистов. А во-вторых, КПРФ имеет наиболее успешный опыт реальной политической борьбы на региональном уровне. Причем порой им удается добиваться заметных успехов: вспомним хотя бы громкую победу кандидата от КПРФ Анатолия Локтя на выборах мэра Новосибирска. А из регионов, которым предстоят выборы, позиции КПРФ сейчас наиболее сильны в той же Новосибирской области (21% мандатов в Законодательном собрании), а также в Калужской (23% мест в областном парламенте).

Куда сложнее ситуация у «Справедливой России». Партия сейчас явно находится не в лучшей форме. Региональные выборы 2014 года оказались для «эсэров» практически провальными. Пожалуй, самый яркий пример – выборы в Московскую городскую Думу. Партия, в 2011 году получившая в Москве около 13% голосов, три года спустя не смогла провести в столичный парламент ни одного депутата. Впрочем, позиции «СР» «на местах» и раньше трудно было назвать сильными…

Похоже, что в новой политической ситуации главным ресурсом для «Справедливой России» может стать все тот же ОНФ. Разговоры об их сближении начались еще осенью, когда лидер «СР» предложил своим соратникам активнее «проявлять себя» на мероприятиях Фронта. Сейчас же речь идет о новом этапе сотрудничества: представители «СР» могут получить места в руководящих структурах ОНФ, а активисты-«фронтовики» – возможность выдвигаться в депутаты от «СР». За счет этого партия сможет усилить свой кадровый состав. А главное – в очередной раз продемонстрировать свою лояльность по отношению к власти.

Правда, после этого имидж партии рискует окончательно размыться. Но это – вопрос дальнейшей федеральной политической стратегии. А с точки зрения тактики расставание с остатками оппозиционного флера в обмен на административное покровительство – хорошая сделка, которая позволит «СР» сохранить свое присутствие в региональных законодательных органах.

А вот перспективы еще одного политического «старожила» – ЛДПР – пока не слишком оптимистичны. Выборы 2014 года показали, что ЛДПР постепенно сдает позиции. Кроме того, для партии, основной ресурс которой – харизматичный федеральный лидер, переход к выборам по одномандатным округам может оказаться серьезным ударом. Впрочем, скорее всего «жириновцам» удастся удержаться в региональных парламентах, однако их представленность там станет, возможно, менее заметной.

«Новая кровь»

По мнению ряда экспертов, новый политический сезон может дать старт трансформации привычной «четырехпартийной» системы и встраиванию в нее новых игроков.

После недавней реформы законодательства сегодня в России насчитывается более 70 политических партий. Однако в реальной политической деятельности на региональном уровне из партий, не представленных в Госдуме, заметны лишь несколько: «Патриоты России» и «Родина» на патриотическом фланге, «Яблоко» и «Гражданская платформа» – на «либеральном», партии-спойлеры – «Коммунисты России» и др.

«Родина» представляется сегодня наиболее амбициозным проектом. Неофициально ее представители называют свою партию «самой влиятельной из непарламентских». И с этим можно согласиться.

Во-первых, будучи политическим проектом вице-премьера Дмитрия Рогозина, «Родина» обладает значительным административным ресурсом. Причем при благоприятных обстоятельствах этот админресурс может превратиться и в финансовый (особенно с учетом того, что курируемый Дмитрием Рогозиным ВПК объявлен одним их немногих направлений, которых не коснутся неизбежные в этом году сокращения бюджета).

Во-вторых, «Родина» заняла удачную идеологическую позицию: ее демонстративный «агрессивный патриотизм» прекрасно вписывается в сегодняшнюю повестку дня. Наконец, партия очень выигрышно позиционирует себя относительно других политических сил. Она нарушает монополию «Единой России» на право быть «партией Путина»: объявляет себя «спецназом президента» и обозначает в качестве главного стратегического партнера возглавляемый президентом ОНФ. В то же время «Родина» не является «партией власти» и это сохраняет ей свободу маневра для критики действий как федерального правительства, так и местного руководства. Визуальная стилистика (красный цвет и пятиконечная звезда), а также лозунги в стиле «Заводы – рабочим» призваны перехватить симпатии сторонников КПРФ. А резкость высказываний лидеров «Родины» уже вполне способна конкурировать с фирменным эпатажем Владимира Жириновского. Все это создает хорошие предпосылки для успеха «Родины» на думских выборах.

Однако пока у партии есть большие проблемы с эффективностью в регионах. На выборах 2013 и 2014 годов значительных успехов у «Родины» не было. Как следствие, «рогозинцы» испытывают сложности с финансированием своих отделений: региональный бизнес не спешит вкладываться в партию, которая пока не показала умения побеждать. Кроме того, судя по сведениям из ряда источников, на Старой площади вообще пока не приняли решения, давать ли партии «зеленый свет».

В итоге на осенних региональных выборах «Родина» может оказаться одним из самых мотивированных участников: доказав свою эффективность, она сможет выиграть пропуск в «большую» политику. К чему лидер партии Дмитрий Рогозин безусловно стремится.

Успех «Родины» может стать плохой новостью для «Патриотов России»: они занимают ту же электоральную нишу, что и «рогозинцы», а две партии там просто не нужны. Участвуя в политике с 2006 года, определенных результатов «Патриоты» смогли добиться только в нескольких республиках Северного Кавказа. И максимум, на что сейчас может рассчитывать партия Геннадия Семигина – сохранение на политической арене в привычном статусе активных статистов.

Что же касается либерального фланга, то здесь никаких неожиданностей в 2015 году не ожидается. Ветеран российской политики партия «Яблоко» от года к году участвует в местных выборах все менее успешно и вряд ли сможет нарушить эту традицию. Что же касается амбициозной еще недавно «Гражданской платформы», то после фактического выхода из нее Михаила Прохорова перспективы партии неясны. Новый лидер партии Ринат Шайхутдинов демонстрирует ритуальный оптимизм, заявляет о серьезных предвыборных планах и оценивает потенциальный электорат своей партии в 20% россиян. Однако рассматривать «Гражданскую платформу» как самостоятельную политическую силу никаких оснований пока нет. А понадобится ли Кремлю в нынешних условиях новый предвыборный либеральный проект – пока вопрос. Во всяком случае, на ближайшие региональные выборы никакого заметного влияния либералы не окажут.

Скорее всего, региональная избирательная кампания в этом году хоть и станет для большинства участников непростой, но больших неожиданностей не принесет. Основной вопрос – в какой степени эта осенняя тренировка сможет помочь партиям год спустя. Поскольку оптимистичных социально-экономических прогнозов на 2016 год сегодня нет, а события меняются быстрее, чем бы того хотелось. Причем почти всем.

Игорь Даченков, политтехнолог, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»

Unise.Ru

Активность как выход для Сергея Ситникова

24.12.2014

Как известно благодаря сериалу «Семнадцать мгновений весны», лучше всего запоминается последняя фраза. Для губернатора Костромской области Сергея Ситникова такой фразой в уходящем 2014 году стала встреча с Президентом России Владимиром Путиным, в ходе которой глава государства одобрительно отозвался о его инициативах.
(далее…)

Среди регионов Российской Федерации Новосибирская область по итогам 2014 года может смело претендовать на победу в номинации «Самый богатый на политические события регион»

24.12.2014

Этот год начался с неожиданной отставки мэра Новосибирска Владимира Городецкого, причем переход его на работу в правительство региона большинством экспертов был воспринят как «почетная пенсия».

Последовавшая за этой отставкой яркая и скандальная кампания по выборам нового градоначальника завершилась и вовсе неожиданными событиями: – отставкой губернатора области Василия Юрченко (да еще и с формулировкой «утрата доверия»), проигрышем ставленника «партии власти» Владимира Знаткова и приходом к власти одного из лидеров КПРФ депутата государственной думы Анатолия Локтя.

Все эти события уложились в какие-то две-три недели и повергли экспертное сообщество и массовую аудиторию Новосибирской области в состояние глубокого нокдауна, от которого, похоже, многие не оправились до сих пор. По крайней мере, многочисленные социологические опросы показывают, что респонденты до сих пор не очень понимают кто теперь в Новосибирской области губернатор: Юрченко, Городецкий или Толоконский.

Кстати о Толоконском. Одиозный полпред, прославившийся длительным противостоянием со своим бывшим замом, сменившим его на посту губернатора, хоть и потерял свой пост, получил второй шанс – назначение в богатый, огромный и относительно спокойный Красноярский край. Там он с успехом прошел через выборную кампанию и приступил к своему привычному делу – управлению регионом (не зря основным его слоганом стало вызывающее «Профессия – губернатор»).

Но вернемся к Новосибирской области. После отставки Юрченко, который, кстати, на тот момент являлся самым популярным политиком региона, на его место был назначен, с приставкой «ио» конечно, экс-мэр Городецкий. Видимо федеральный центр устав от длительных «разборок» в столице Сибири сделал ставку на проверенного временем и надежного как принято говорить «крепкого хозяйственника», не замеченного в тяге к политиканству и интригам. И Владимир Филиппович, действительно, оправдал высокое доверие Президента России. В кратчайшие сроки новый губернатор выстроил конструктивный диалог как с бизнес-сообществом, которое еще весной играло на стороне всех участников политического конфликта, так и с победившим мэром-коммунистами в лице Анатолия Локтя и его команды. За бурной политической весной последовало относительно спокойное лето, на фоне которого прошла избирательная кампания по выборам губернатора. Итоги выборов были вполне предсказуемы: тяжеловес Городецкий уверенно выиграл у штатных «противников режима» представителей ЛДПР и СР Дмитрия Савельева и Анатолия Кубанова. Пытавшийся ворваться в этот праздник борьбы за голоса избирателей некогда федеральный политик, а ныне оппозиционер Иван Стариков сошел с дистанции, по вполне законным основаниям.

В середине сентября Владимир Городецкий избавился от приставки «ИО» и приступил к формированию правительства области, попутно верстая бюджет региона в условиях наступающего кризиса.

Долгожданное открытие третьего моста через Обь прошло скромно, но стало событием и информационным поводом федерального уровня. Мероприятие прошло с участием высоких гостей, прежде всего Президента, который провел заседание Госсовета в третьем городе страны.

Кстати о бюджете. При его формировании неожиданно встал вопрос о перераспределении части доходов города в пользу области. Понятно, что изъятие почти трех миллиардов рублей не вызвало восторга ни у чиновников мэрии ни у депутатов городского Совета. Но решение привело к тому, что между двумя уровнями власти – городской и областной возникла напряженность. Под сокращение попали так называемые «статьи развития» то есть расселение жильцов аварийных и ветхих домов, строительство объектов инфраструктуры – позиции, являющиеся источниками доходов для многих бизнесменов аффилированных с мэрией и по совместительству являющихся депутатами разных уровней.

Несмотря на то, что это секвестирование, очевидно, было одобрено в Москве, ущемленные в своих притязаниях представители «городских» элит просто так решили не сдаваться. По мнению ряда экспертов именно это стало причиной «информационного заказа»: журналист Владимир Соловьев, неожиданно обрушился с яростной критикой на свежеизбранного губернатора Городецкого, причем в этой критике конструктива было мало. Ни увещевания депутатов, ни заступничество крупных федеральных чиновников на первом этапе не помогали – поток нападок не останавливался. Было очевидно, что за этой атакой стоит так называемая «команда» одного из двух вице-мэров Новосибирска, которому красный мэр Локоть был обязан своей победой. По крайней мере, по свидетельству очевидцев именно Виктор Игнатов организовывал приезд Соловьева в Новосибирск.

Многодневный прессинг Соловьева не привел практически ни к чему и закончился так же, как и начался – внезапно. Одна из причин – вмешательство федерального центра, который четко дал понять, что Городецкий – это фактор политической стабильности в регионе, который долгое время разрывается от противоречий и потрясений.

Начавшийся экономический кризис, конечно, ударит по экономике области, крупными долями которой традиционно являются строительство, ритейл, сельское хозяйство. Но отсутствие в области крупных предприятий, ориентированных на добычу и экспорт полезных ископаемых, может быть позволят избежать резкого падения доходов бюджетов всех уровней. Представители малого и среднего бизнеса ориентированных на сферу услуг и торговлю уже осенью говорили о 40-процентном падении оборота по сравнению с предыдущим годом. Новосибирск, как логистический и управленческий центр Сибири уже в полной мере почувствовал на себе все прелести экономического кризиса.

Именно в условиях кризиса и падения доходов населения будет проходить проверку на прочность новая власть в городе и регионе. Назначенный на днях новый вице-губернатор Прощелыкин является одним из ярких представителей «силового блока» новосибирских элит. То, что в управлении областью сформируется курс на «закручивание гаек», еще не очевидно, но вполне вероятно. В 2015 году области жителям области предстоит выбрать депутатов Законодательного собрания и городского совета Новосибирска. Тлеющий, но иногда переходящий в открытую фазу конфликт между «командой Мэра» и «командой Губернатора» не может гарантировать мирный сценарий развития событий.

Не стоит так же забывать о том, что Новосибирск по праву считается одной из трех протестных столиц, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. И как отреагируют на эту традиционную войну элит простые избиратели сейчас спрогнозировать сложно. Есть надежда на то, что элиты в условиях нарастающего кризиса, снова смогут договориться.

Игорь Даченков

Игорь Даченков принял участие в составлении рейтинга выживаемости губернаторов

15.12.2014

Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представили 14-й выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов, в составлении которого в качестве эксперта принял участие генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа» Игорь Даченков.

Рейтинг публикуется с 2007 года. В нем дается оценка вероятности сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по 5-балльной шкале (где 5 – максимальная оценка, 1 – минимальная).

Из 83 глав регионов из первого рейтинга к настоящему времени на своем посту остались только 22 губернатора, причем только 10 из них заняли свои посты до отмены губернаторских выборов в 2005 году.

Статистика точности прогнозных оценок по итогам 2007-2014 года выглядит следующим образом:

* Из 15 глав регионов, покинувших свои посты после оценок «4» и «5», четверо перешли на федеральный уровень: Александр Хлопонин и Виктор Толоконский заняли должности полпредов, Сергей Шойгу – министра обороны, Магомедсалам Магомедов – заместителя руководителя Администрации президента РФ. В числе ушедших глав регионов, имевших высокие оценки, – переведенный на руководство более крупным субъектом Федерации Николай Меркушкин, а также Роман Абрамович, чья отставка носила добровольный характер.
В текущем рейтинге учтены позиции глав 83 субъектов Федерации. Позиции глав Крыма и Севастополя не учитываются до завершения переходного периода

С момента публикации прошлого рейтинга в октябре 2013 года была принята серия кадровых решений в отношении губернаторов.
В их числе:
• Разрешение принять участие в досрочных выборах главам 15 регионов (Республика Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Якутия, Алтайский и Приморский края, Вологодская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Тюменская области, Санкт-Петербург)
• Принятие решений по губернаторам, чьи полномочия истекали в 2014 году. Свои посты сохранили главы Республики Коми, Воронежской, Кировской, Псковской, предоставлена возможность принять участие в выборах действующему главе Астраханской области. Проведена замена глав Удмуртии, Курганской, Орловской областей, Ненецкого автономного округа.
• Досрочная замена 7 глав регионов (Кабардино-Балкария, Красноярский край, Брянская, Волгоградская, Ивановская, Новосибирская, Челябинская области)
• Подготовка к отмене губернаторских выборов в Ненецком, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (в двух последних очередные выборы планировалось провести в 2015 году)

Таким образом, по масштабности кадровых решений 2014 год оказался сопоставим с «рекордным», 2012-м, когда за полгода перед возвращением губернаторских выборах была проведена замена 20 глав субъектов Федерации.
В то же время беспрецедентное количество выборов (30 прямых выборов и 1 непрямые) и разный уровень конкуренции на них несколько девальвировали значимость самой победы. Более того, отставка накануне голосования 14 сентября губернатора Брянской области Николая Денина, победившего на прямых выборах два года назад, стала недвусмысленным сигналом того, что одержавшим победу губернаторам отнюдь не гарантирована дальнейшая кадровая неприкосновенность. Вследствие этого вопреки традиции прошлых лет далеко не все избранные в сентябре губернаторы получили оценку «5», а двое из них – только «тройку».
Одновременно масштабное количество разрешений на досрочные выборы создали угрозу девальвации статуса тех глав регионов, кто не смог получить соответствующего разрешения, – в отдельных субъектах Федерации это даже было прочтено как признак политической и лоббистской слабости главы. Поэтому вполне вероятно, что 2015 год станет временем гиперактивности не прошедших прямые выборы глав регионов в стремлении получить разрешение пойти на досрочные выборы, тем более, что пока ни один из пошедших на досрочные выборы губернаторов не проиграл.
В этих условиях факторами, влияющими на выживаемость, станут:
• Популярность и способность держать под контролем политическую и социальную ситуацию в условиях ухудшения экономической конъюнктуры. Фактор личной популярности сохраняет существенное значение, следствием чего стали отставки губернаторов Удмуртии, Волгоградской, Курганской, Орловской областей, Ненецкого автономного округа. В то же время замена главы Челябинской области продемонстрировала, что даже высокие рейтинги не страхуют губернаторов от политических и кадровых рисков;
• Отсутствие или минимизация коррупционных скандалов и конфликтов с силовыми структурами в регионе;
• Способность демонстрировать соответствие федеральным приоритетам. В 2014 году в качестве подобных приоритетов выступали исполнение майских указов президента, отсутствие конфликтов с Общероссийским народным фронтом, обозначение конкуренции на губернаторских выборах, способность минимизировать эксцессы от обострения российско-украинских отношений (особенно в приграничных регионах). В то же время опыт А.Гордеева и В.Шанцева показывает, что часть губернаторов способны к сохранению высокой автономности, позволяющей им выборочно реагировать на сигналы из федерального Центра;
• В условиях повышения контроля глав регионов над местным самоуправлением и реформирования в ряде регионов системы МСУ (переход от прямых выборов глав муниципалитетов к сити-менеджерам, создание городских округов) критически значимым является умение губернаторов бесконфликтно провести это реформирование, а затем и справиться с ответственностью за ситуацию в муниципалитетах (особенно значимо в случае с моногородами);
• Наличие (или отсутствие) готовности федеральной власти провести в 2015 году новую серию досрочных выборов для разгрузки от региональных кампаний федеральных выборов 2016-2018 годов. Также эти выборы могут использоваться для кастинга потенциальных кандидатов на выборы в Госдуму. Серьезное воздействие на такую политику будет оказывать способность федеральной власти сконцентрироваться на внутриполитических вопросах на фоне международных и экономических вызовов. Примечательно, например, что звучавшие весной 2014 года прогнозы об усилении влияния на кадровую политику полпредств в условиях увеличения «военной» риторики в целом не получили серьезного развития.

Все более важным неполитическим фактором, влияющим на политическую выживаемость, может оказаться адаптация регионов к изменениям экономической ситуации. Резкая девальвация национальной валюты может повлечь за собой серьезное изменение соотношение сил между регионами – то, что раньше было конкурентным преимуществом для региона, может стать обременением.
На роль бенефициария от падения валюты претендуют несколько категорий регионов. Во-первых, это экспортно ориентированные субъекты Федерации, рублевая выручка которых может заметно вырасти даже в случае падения мировых цен на российские продукты. К этой же категории можно добавить территории с развитой инфраструктурой транзита и перевалки экспортных грузов (Краснодарский край, Ленинградская область). Во-вторых, территории, способные воспользоваться эффектом импортзамещения для завоевания новых рынков. Прежде всего, речь идет о регионах с развитым сельским хозяйством (Белгородская область, Ростовская область и другие). Речь идет как о сугубо «аграрных» регионах, так и о тех, где рост сельского хозяйства может компенсировать от падения в других отраслях (например, Оренбургская область). В частности, может улучшиться положение территорий с низким уровнем жизни населения, где основу экономики составляло «натуральное хозяйство» без серьезных вложений в новые производства и зависимости от зарубежных инвесторов.
В зону основных рисков попадают территории импортозависимые города (включая Москву и Санкт-Петербург), а также обслуживающие импортные потоки сопредельные территории, делавшие ставку на развитие логистических центов и вписывание в глобальную экономику (Московская область, Калужская область и другие). Если ранее допускавшиеся здесь кадровые ошибки могли нивелироваться экономическим ростом, сейчас здесь возможно нарастание управленческого кризиса. Кроме того, приоритетность для федеральной власти финансирования социальных проектов, а также Крыма и Северного Кавказа может привести к сокращению вложений в другие территории с дефицитом источников экономического саморазвития. Первым проявлением этого стал переход к бюджетной «экономии» по дальневосточным проектам.
Лидеры роста в сравнении с предыдущим рейтингом

Вячеслав Гайзер (Республика Коми, с 3 до 5)
Основные риски накануне истечения срока полномочий были связаны с возможной активностью присутствующих в республике крупных компаний, от которых ждали активности по продвижению собственных кандидатов на пост главы региона. Однако, несмотря на потенциал социальных проблем, положение республики как политически и экономически наиболее успешной в Северо-Западном федеральном федеральном округе позволило В.Гайзеру сохранить власть

Никита Белых (с 2 до 4-)
Федеральный Центр дал в 2013 году целую серию сигналов о наличии претензий к Никите Белых, а его работа губернатором рассматривалась многими как наследие (возможно, нежелательное) «медведевской оттепели»). В то же время оппозиционные губернатору элиты оказались слабее по лоббистскому ресурсу и не смогли подтолкнуть Центр к смене власти.

Андрей Турчак (Псковская область, с 2 до 4)
Подготовка к назначению врио губернатора сопровождалась кадровыми интригами, а также предположениями о падении интереса самого Турчака к работе на посту губернатора. Тем не менее, в регионе было решено сохранить статус кво, а контроль администрации над политическим пространством позволил легко выиграть выборы. В то же время в регионе сохраняются социально-политические риски, внимание к которым оказалось приковано в связи с спорами о возможном участии псковских десантников в боевых действиях на территории Украины и избиением оппозиционного депутата Льва Шлосберга.

Лидеры падения в сравнении с предыдущим рейтингом

Рамазан Абдулатипов (Дагестан, с 5 до 4 -)
Назначение Р.Абдулатипова главой Дагестана укрепило влияние руководства республики на федеральном уровне, но не привело к выработке полноценной стратегии экономической и политической стабилизации в республике, а Дагестан остался одним из лидеров среди российских регионов по негативным новостям.

Михаил Игнатьев (Чувашия, с 4 до 3-)
Приближение срока окончания полномочий М.Игнатьева активизировало его влиятельных оппонентов – в том числе экс-главы Чувашии, министра сельского хозяйства РФ Н.Федорова. В пользу М.Игнатьева продолжает говорить низкая привлекательность республики для потенциальных конкурентов. Ключевой проблемой остается дефицит общепризнанных достижений.

Константин Ильковский (Забайкальский край, с 5 до 4-)
К.Ильковский оказался в сходном с Н.Белых положении: поток негативных новостей из региона снизился, однако новых ожиданий создать не удалось. Кроме того, сказывается неоднозначное восприятие местными элитами губернатора-«чужака». В то же время статус «витринного» губернатора от оппозиционной партии позволяет ему (как А.Островскому и В. Потомскому в Смоленской и Орловской областях) ощущать уверенность своих позиций вне зависимости от реального объема достижений.

Василий Бочкарев (Пензенская область, с 4 до 2+)

В.Бочкарев долгое время считался одним из наиболее успешных губернаторов, жестко контролировавшим политический процесс в регионе и способным нейтрализовывать потенциальных оппонентов. Хотя ситуация, казалось бы, не претерпела качественных изменений, приближение срока окончания полномочий создало вокруг области кадровую интригу. В то же время в пользу В.Бочкарева по-прежнему может сыграть идея о нецелесообразности появления в регионе управленческого вакуума – тем более что, по мнению некоторых экспертов, таким вакуумом могут воспользоваться силовых структуры для укрепления политического влияния в области.

Андрей Воробьев (Московская область, с 5 до 4-)

Основными проблемами стали неоднозначный резонанс от перестановок в муниципальных образованиях, конфликты во время проведения местных выборов, проблемы при выстраивании отношений с местными элитными игроками (в том числе девелоперами). Косвенным подтверждением недостаточной отрегулированности муниципальной политики стала смена мэра Химок О.Шахова менее чем через два года после его победы на резонансных выборах.

Олег Бетин (Тамбовская область, с 4 до 2+)
Главе Тамбовской области удалось минимизировать поток негативной информации о регионе, однако отсутствие разрешения принять участие в досрочных выборах стало косвенным признаком колебаний федерального Центра и дефицита общепризнанных достижений у О.Бетина.

АПЭК подготовило рейтинг эффективности управления в субъектах РФ

04.12.2014

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2014 году. Игорь Даченков снова вошел в состав экспертного совета, работавшего над составлением этого рейтинга.
(далее…)